ИХ ЗАЩИТА

Вчера в Волковском театре закрылась «Авторская сцена». В подготовке эскизов спектаклей приняли участие 30 артистов – большая половина Волковской труппы. Обсуждения (после каждого показа) были очень насыщенными. Потому, что у каждого из участников обсуждений, а это – замечательные Римма Кречетова, Борис Цекиновский, Валентина Федорова, Маргарита Ваняшова, Сергей Коковкин – грамотная аргументация, четкие, разные критерии оценки драматургического и театрального потенциала представленных на лаборатории текстов.

«Ловушка», «Кладовка», «Моя защита», довольно специфический набор названий представленных «Авторской сценой» текстов, в той или иной мере отражающих в чем-то герметичные, социопатические, вроде бы использующие «маячки» места и времени, но как-то не особенно внимательные к ним авторские миры.

Попытка представить человека как такового, вне социума, вне конкретной «ниши», рисующая в чем-то абсурдную ситуацию, но написанная не столько в эстетике абсурда (где утрата смыслов, разрыв связей и отношений выражен на языковом уровне), сколько «хорошо сделанной пьесы» — это «Харакири для возлюбленной» Алексея Зайцева. Ситуация в следующем: все пытаются принудить героя сделать харакири, пытаются использовать ситуацию – кто ради внимания, кто – чтобы покупаться в лучах чужого подвига…  И только в смерти, потому что зомбер-команда друзей, соседей и родни наползает – выход для Кости – героя Николая Краснопёрова. Лапидарность пьесы казалось бы не оставила артистам шанса продраться сквозь гипсокартонные маски персонажей. Режиссер Сергей Карпов перенес действие в павильон реалити-шоу, и это тоже отчасти оправдало искусственность ситуации, композиции, диалогов.

Из ловушки семейной ячейки общества, где все в белом (мир как больничка, героя понуждают к принудительному лечению) бежит другой Костя (Семён Иванов) – герой «Ловушки» в палатку бомжа. Асоциальность как панацея. Но и там нет спасения. Герметизм – качество авторского письма, Влада Граковского, намеренно не выразительного, не окрашенного психологией. И поэтому – емкого, готового к заполнению фобиями и культурными ассоциациямми. Так, что кто-то увел, как главный герой, за дверью кладовки – уготованный ему гроб, а кто-то – только веники и тряпки. Пьеса, по точному замечанию М.Г. Ваняшовой, впускает в себя множество контекстов. А показ оказался удачным, потому что совпали «группы крови» драматурга и Николая Шрайбера, режиссера.

«Я боюсь!» кричит герой пьесы Гульнары Ахметзяновой «Моя защита» (режиссер Глеб Черепанов). Боюсь жизни, боюсь семьи, боюсь работы, боюсь заводить детей… И это нежелание втсупить в опасные отношения с миром можно отнести не только к героям, но и отчасти к авторам пьес. Для Кати Рубиной («Бабаня», постановка Ольги Тороповой) таким «прикрытием», «моей защитой» послужил сам жанр – святочная история – и всепобедительный оптимизм «национального характера», увлекающего за собой всех сирых , несчастных и убогих земного шара.

Наболее любопытной как театральный текст показалась «Кладовка» Романа Шабанова (поставленная Ильей Варанкиным), с виду ни чем не напоминающая пьесу. Жители одной теснонаселенной квартиры заходят в кладовку, чтобы побыть собой и с собой, поговорить с неработающим черно-белым телеком.  То есть один за другим идет целый ряд монологов.  5 персонажей (мать – Анастасия Светлова, сын – Илья Варанкин, бабушка – Татьяна Малькова, дедушка — Сергей Цепов, любовник матери – Сергей Карпов), 5 автономных исповедей, 5 взглядов на себя и других, которые внезапно суммируются в некий… параллельный (их внутреннему пониманию себя и отношений внутри семьи) жизненный поток, не доступный их оценкам, их пониманию… Возникает движение ситуации, которую каждый из них по отдельности не может ни понять, ни оценить, ни изменить. Оценивает зритель. А тут еще появляется некий телевизионный мастер (его замечательно, в манере артист.док (а иначе играть Творца, по-моему, неприлично) играет Майзингер), от которого требуют починки телека, а на самом деле – жизни этой семьи. И которому единственному слышно, как на самом деле она «звучит» изнутри.

Семинар закончен. Спасибо его организаторам. Спасибо режиссерам – Ольге Тороповой, Николаю Шрайберу, Глебу Черепанову, Сергею Карпову, Ильев Варанкину — за неделю упорных репетиций сочинившим и собравшим полноценные спектакли. Спасибо зрителям, приходившим на Камерную сцену, смотревшим, слушавшим, обсуждавшим… Спасибо актерам, опрадавшим самые противоестественные положения пьес, давшим замечательную правду жизни в условно-неправдоподобных (в ряде случаев) обстоятельствах!

В разгаре лето. Но пульс Волковского театра мощный и неослабевающий. Думаю, многие это почувствовали.
БЛОГ ТАТЬЯНЫ ДЖУРОВОЙ
Сайт Театра имени Волкова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе