И - ТАКАЯ ВЛЕКУЩАЯ СИЛА…

К дню  рождения актрисы  Театра им.Волкова Анастасии Светловой
И такая влекущая сила,
что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
соблазняя своей красотой
Александр Блок
Волковский театр только что вернулся из Рыбинска. Казалось бы, обычные гастроли. Рыбинский вояж был хорош еще тем, что актеры жили на базе отдыха в Кстово. На самом деле, Кстово для волковцев было творческой лабораторией - по образу и подобию старого МХТ или Вахтанговской студии… Новые формы творческого режима - бассейн с минеральной водой, пробежки, велосипедные прогулки под соснами, над рекой Черемухой И обязательные утренние тренинги – интеллектуальные и пластические, в технологии йоги, репетиции, читки новых пьес, по вечерам -спектакли.

Гастролей в Рыбинске, как когда-то было заведено и  стало традицией, - не было уже, почитай, лет тридцать, а то и больше, как и  по другим городам области.  Первому Русскому чаще всего аплодирует заграница, или – столица.  Теперь гастроли тоже проходили в столице – только бурлацкого царства.  Рыбинск встречал Волковский театр с энтузиазмом.  Это  было начало большого проекта «Первый Русский – по городам Золотого Кольца».  В планах театра новые гастрольные визиты – в Сергиев Посад, а далее Владимир, Кострома, Переславль, Углич.

На спектакль «Екатерина Ивановна» в Рыбинск (по случаю своего визита) приехал Борис Немцов со свитой. Восторженно отозвался и о постановке, и о работе Анастасии Светловой – исполнительницы заглавной роли.  

Были и еще  гости, державшиеся куда более скромно – Миндаугас Карбаускис – художественный руководитель Театра имени Маяковского и  директор театра Леонид Ошарин.  Спектакль произвел на гостей большое впечатление. Вечером, после спектакля, творческий разговор продолжался уже в Кстово. Миндаугас Карбаускис, который редко позволяет себе хвалить работы коллег, разговаривал с Анастасией Светловой.  Назвал ее харизматичной актрисой.

У Маяковки и Волковского возник совместный проект, о котором  директор Волковского Юрий Итин  официально объявил на сборе труппы.  Евгений Марчелли приглашен  поставить на сцене Театра имени Маяковского спектакль «Идиот» по роману Достоевского.  На роль Настасьи Филипповны приглашена наша  легендарная  Анастасия Светлова, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска».   В роли князя Мышкина будет занят Даниил Спиваковский.  Дуэт Светлова – Спиваковский – чрезвычайно привлекателен для обоих театров. Возможно, что и Рогожин будет тоже Волковский   Марчелли поставит две сценические версии с учетом разных театральных трупп. Идти спектакль будет попеременно на двух площадках – в Москве и в Ярославле.  Здесь же, на сборе труппы, Анастасию Светлову друзья и коллеги поздравили с ее Днем Рождения,

На закрытии гастролей директору театра Юрию Итину рыбинцы  подарили галстук в форме рыбы,  а господам актерам – рыболовную сеть с живой, трепещущей рыбой… Не торопитесь с эмоциями, дорогие зрители и читатели, театр взял свое.  Сеть была, конечно же,  театральной,  ну,  а рыба в сетях  –вяленой воблой…. Так зрители в образной форме признавались волковцам, что оказались в сетях, плененные искусством  Первого Русского….  Вяленую воблу  актеры вскоре уже «дербанили» за прощальным ужином.  За столом с  рыбными деликатесами Настя Светлова призналась, что речная рыба - любимое ее блюдо, что она - коренная рыбачка. Маленькую Настю брали на рыбалку актеры, и она с детства рыбачила на Кубани,  кубанская рыбка – чаще всего таранька,  всегда была и дома, и в театре


Екатерина Ивановна(1) - с Николаем Шарйбером

Ее родители – Андрей Борисович и мама Ольга Николаевна Светловы окончили в свое время Ярославское театральное училище и всю жизнь служат в Краснодарском драматическом театре.  Ну, а она – актриса – уже в пятом актерском династическом поколении!

На сцене Анастасия Светлова обладает мощнейшей жизненной силой,  энергетикой. Ее   ослепительная красота поражает.   Волковский театр, бесспорно, всегда был театром актерским, ансамблевым. С появлением Анастасии Светловой в театре появилась героиня, обладающая и впрямь невиданной харизмой, огромным диапазоном – ей подвластны и трагедия, и комедия, и абсурд, классическая драматургия и новая, экспериментальная. Зарубежная, и отчественная.



В ней погибает и воскресает, как птица Феникс,  героиня побед и  катастроф…   Ее женщины идут от побед к катастрофам и от катастроф к победам. «И корень красоты – отвага».   По сути, Светлова играет тему гибельной красоты.   «Екатерина Ивановна» - спектакль об уничтожении красоты,  отказвшейся быть предметом потребления… Героиню  заложит и сдаст (продаст) собственный муж, обрядит, как на похороны, напудрит…накрасит губы.   А увезет Екатерину Ивановну в метель - не пианист, а олигарх, который купит эту красоту, вопреки желанию героини.

История Настасьи Филипповны – роль, которая ждет Светлову на подмостках Маяковки -  в чем-то похожа на андреевскую, более позднюю Катерину Ивановну.  Речь идет о Красоте, которая спасет мир…


Адела, "Цианистый калий... С молоком или без?" с Марией Полумогиной

Красота у Светловой – в разных спектаклях – разная.  Цинически-вызывающая («Цианистый калий»),  умно—расчетливая («Зойкина квартира»),  неистово-ироническая- («Без названия»)  , хрупкая и ранимая,  напоенная ядом мести («Екатерина Ивановна») И всегда ее Красота  несет глубокую рану в сердце…   Конечно, в ней живет ее Настасья Филипповна, которую Светлова играла когда-то на Челябинской сцене. Но сколько еще недовоплощено!  Пережитое героинями  отчаяние, или падение, или  оскорбление придают им трагический характер. "Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь". Марчелли ставит спектакли о судьбах красоты, подвергая ироническому переосмыслению знаменитые слова Достоевского о том, что Красота спасет мир


Магдалена, "Дом Бернарды Альбы"

Впрочем, Марчелли порой  склонен подвергнуть переосмыслению и самую женскую природы красоты в самой актрисе. Кажется, что режиссер слишком жесток и часто почти бессердечен. Он способен сдать Красоту Светловой  почти  в ломбард, в залог, как будто за ненадобностью. Он отнимает красоту для того, чтобы ее испепелить. . Адела в «Цианистом калии» предстает состарившейся лет на двадцать, пепельной  и обугленной. Правда, к второму акту Адела (как и ее дочь) преображается.  Молодая, захлебывающаяся от восторга и радостного смеха – Адела переживает настоящую эйфорию…Отыскать Светлову в «Доме Бернарды Альбы» - среди шести дочерей, где все лица пересыпаны мукой и  всё находится в сомнамбулическом движении,  трудно, пока героиня Светловой  сама не заявит о себе…   Марчелли словно бы испытывает харизматическую актрису и ее красоту на прочность, делая ее некрасивой, иногда уродливой… Но и в уродстве,  и в юродстве («Двое бедных румын…», «Цианистый калий») - Светлова побеждает все намеренно заданные  характеристики, привнесенные гримом. Через секунду Вы ничего не замечаете, кроме божественной и одновременно инфернальной силы, рвущейся из глубин ее души.  Это Сверхличностное начало  как будто распирает ее грудную клетку…Где-то глубоко внутри спрятана ее Божественная Птица… Птица ломает не крылья, ломает клетку и взлетает. Так воспаряет над миром пошлости и мирской грязи ее актерская душа….


Джина, спектакль "Двое бедных румын, говорящих по-польски", с з.а.РФ Валерием Кирилловым


В спектакле «Двое бедных румын» Анастасия Светлова погружает свою Джину в экстремальное состояние. Она изумляет фантастическими гримасами, абсолютной отрешенностью от окружающего, выкрученными панк-жестами отверженной, но свободной маргиналки. В отваге уродливости  актриса достигает ошеломительного очарования. Перед вами - чародейная дебильность, с которой Джина воспринимает мир.  За всем этим  тот высший градус театра абсурда и актерской игры – скрытые до поры, болевые, глубинные струны ее экзистенции, истоки ее трагедии – брошенного, покинутого ребенка, изломанной судьбы.

 «Предельность существования» в игре Анастасии Светловой – высшая степень самозатратности, распахнутости души, игра «на разрыв аорты».

С Николаем Шрайбером в сп."Зойкина квартира"

Сыгранные Светловой на Волковской сцене женские характеры  -   Екатерина Ивановна, Зойка («Зойкина квартира» М. Булгакова), Анна Петровна («Без названия» А.П. Чехова)  создают вокруг себя насыщенное поле неожиданных психологических трансформаций, превращений,  метафизических предчувствий. Виртуозное владение мольеровским стихом Светлова явила в тонко прочувствованном, глубоко, умно и современно переосмысленном ею, казалось бы, "хрестоматийном" образе Эльмиры в «Тартюфе» (пост. А. Кузина). Полярные крайности характера доводят героинь Светловой до экстатического безумия, финал их судеб – уход в гибельное пространство.  Зоя Пельц («Зойкина квартира», режиссер Евгений Марчелли) от падения движется к триумфу. Из измученного, озлобленного существа рождается женщина во всей ее силе, красоте, душевной щедрости и блеске. Финал судьбы героини у Светловой часто вариативен, как это происходит в «Зойкиной квартире» или в»Цианистом калии». И внутреннее крушение, и карнавальное перерождение героини.  

генеральша Войницева, "Без названия"

Актриса мощного темперамента, большого творческого диапазона, удивительной свободы сценического существования, Светлова воплощает на сцене судьбу женщины в трагедийном  мире. Зрители знают, что их встреча с актрисой Светловой -  встреча с талантливым художником сцены, встреча, которая изменит зрителя в лучшую сторону…. Редкая в наши дни степень профессиональной  самоотдачи и работоспособности! Не случайно, заслуженной наградой Анастасии Светловой  стала Специальная премия жюри фестиваля «Золотая маска» «За предельность и полноту сценического существования» в роли Екатерины Ивановны  Есть немалая доля успеха Светловой и в «Золотой маске» волковцев  2013 года за спектакль «Без названия». Роль генеральши Войницевой  - Светловой  одна из лучших в актерском ансамбле.

http://www.volkovteatr.ru/vanyashova-svetlova/


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе