Евгения Шерменева: «Летом этого года 20 театров поедут в 20 регионов»

Глава Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности — о преимуществах плановой экономики и социальной значимости театральных гастролей.

Фото: ИТАР-ТАСС/Александра Мудрац

Впервые в новейшей истории России в стране появилась организация для централизованного управления театральными гастролями. Созданный Минкультуры Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности призван упорядочить поездки столичных трупп по регионам, а также познакомить отдаленные города страны с современной театральной культурой. Корреспондент «Известий» встретился с руководителем новой организации Евгенией Шерменевой.

— Вы долго обдумывали предложение Министерства культуры?

— Это произошло абсолютно спонтанно. Я согласилась, потому что это запуск нового проекта, а мне интересно заниматься стартапами. Кроме того, после двух лет работы в структуре государственного управления (Евгения Шерменева была заместителем главы московского департамента культуры Сергея Капкова. — «Известия») мне хочется более подвижной работы. Я ужасно хочу поездить по России и увидеть своими глазами всё, что сегодня происходит с театрами.

— Сколько человек будет работать в организации?

— Как минимум 10. Сейчас я работаю одна, и после того, как будет создано юридическое лицо, мне нужно будет набрать бухгалтеров, юристов и администраторов. Это произойдет в ближайшее время.

— Представляя новый центр, министр культуры с ностальгией вспомнил советский опыт театральных гастролей, отметив что с переходом к рыночной экономике система была утрачена.

— Я не могу согласиться с тем, что в 1990-е годы гастроли крупных театров прекратились. В начале и середине девяностых я работала в МХАТе у Ефремова, и мы каждый год выезжали по полтора месяца в разные города — в Омск, Красноярск, Норильск. Другое дело, что в середине 1990-х все гастроли перешли на коммерческую основу, стали поддерживаться принимающей стороной при участии местного бизнеса. Однако централизованная структура была, конечно, утрачена.

— До какой степени планируется восстановить советский опыт театральных гастролей?

— Последние несколько лет наши деятели культуры на встречах с премьером и президентом очень часто говорили о необходимости поддержать гастрольную политику на государственном уровне. Все, естественно, вспоминают о том, что было во времена СССР. Но здесь следует разделять — мы имеем в виду 1980-е годы, 1970-е или 1940-е? Я считаю, мы должны восстановить лучшее, что было в истории нашего государства.

— Что это означает?

— Структурирование гастрольной деятельности и возложение диспетчерской функции на единый центр. В этом случае удастся избежать накладок и повторов, потому что мы прекрасно понимаем: большие театры дважды за короткий срок не могут приезжать в одно и то же место.

На сегодняшний день мы ограничены нашей экономической моделью. При советской власти было проще поехать на гастроли, поскольку и гостиницы, и авиакомпании, и железная дорога, и сами театры являлись государственными. Плановая экономика позволяла гастрольной системе работать безотказно. Сегодня каждая составляющая логистики путешествия — гостиницы, перелет, доставка декораций и оборудования — является отдельным звеном и требует специального внимания.

Кроме того, нужно понимать, что мы потеряли в регионах довольно много зрителей. За 15 лет люди привыкли к телевидению, кино и коммерческим, непритязательным по качеству спектаклям. Так что в программу поддержки гастрольной деятельности должно войти просветительство. Большие московские или петербургские театры, приехав в регион и показывая там спектакли в течение длительного времени, должны параллельно проводить образовательные программы или творческие вечера. Эта социальная работа очень нужна регионам.

Еще одно важное условие — чтобы билеты на спектакль гастролеров не превышали среднюю стоимость билетов, принятую в конкретном регионе. Люди не должны отказывать себе в других тратах, чтобы увидеть любимых артистов.

— Почему в список гастролеров не включены театры оперы и балета?

— Давайте начнем с того, что для музыкальных театров нужны хорошие площадки. Это вообще большая проблема — отсутствие в регионах развитой инфраструктуры театрального дела. Даже когда мы говорим о гастролях драматических театров, мы прекрасно понимаем, что в некоторые города нам придется везти целиком все сценические оборудование, потому что на местной площадке нет ни соответствующего звука, ни света. Что уж говорит об оперных театрах — для них сегодня практически нет приемлемых пространств.

Есть и другая проблема — график оперных или балетных исполнителей, как правило, расписан на два года вперед. Поэтому в нынешнем году мы не повезем музыкальные театры.

— С какими театрами ведутся переговоры?

— Я делаю первые шаги в этой работе. В регионы, которые ожидают театры, были разосланы предложения, а театрам, которые готовы поехать, были предложены города. Моя задача сейчас — составить большой график гастролей. Мы ожидаем, что летом 20 театров поедут в 20 регионов. Называть их пока преждевременно.

— Гастроли будут исключительно летними?

— Вспомните советский опыт, если мы все-таки к нему обращаемся: гастроли были в основном летние, чтобы не работать в ущерб текущей деятельности театра.

— Ваша организация обязана проходить через систему госзаказа?

— Да, всё усугублено еще законом о тендерах, поэтому нам надо в ускоренном режиме принять решение о гастрольном графике, чтобы театры начали размещать заказы. Мы будем координировать этот процесс и, возможно, помогать находить партнеров.

— Каков бюджет проекта?

— Общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России — 300 млн рублей. Сюда входит несколько проектов, одним из которых является наш центр. Кроме того, на эти же деньги осуществляются все региональные гастроли. Это очень небольшие деньги для страны. Нужно думать, каким образом это можно развить. Ни от одного существующего сегодня направления мы не откажемся.

— Если столичный театр приехал на гастроли в регион, то всю выручку получает местный театр, который предоставляет площадку. Что получает театр-гастролер?

— Гонорар из федерального бюджета. Сумму его театр посчитает самостоятельно. Нужно понимать, что на гастролях коллектив работает в усиленном режиме — могут быть ночные монтировки, задержки, перемонтаж, двойная занятость артистов, которые уже не смогут утром выступать на радио, как они делают у себя дома, а вечером работать в театре. Если труппа выезжает, она теряет заработок, и эта разница будет покрываться повышенными ставками.

— Владимир Мединский заявил, что предпочтение будет отдано классическим постановкам. Означает ли это, что спектакли Льва Додина поедут на гастроли с большей вероятностью, чем постановки Константина Богомолова?

— Мы будем обсуждать это с театрами, и каждый раз выезды будут утверждаться. Хочу отметить, что «Три сестры» можно поставить ужасно, и наоборот — современный текст инсценировать на очень высоком уровне. Мы даем слово всем — сначала театр решает, что он хочет везти в регион, а потом регион высказывается о том, что он хочет увидеть. Мы — связующее звено в этой системе, и наша главная задача — привезти в регионы профессиональный театр.

— Не обязательно психологический?

— От подобных формулировок я теряюсь. Что это такое — «русский психологический театр»?

— Считается, что в регионах любят именно его.

— В регионах любят разный театр. Мы очень недооцениваем зрителя. Я вас уверяю, что в любом городе люди любят, когда со сцены не фальшивят, когда видна хорошая работа режиссера и художника и когда спектакль сопровожден профессиональной работой технических служб. Это самый главный показатель качества.

— Предполагается ли ремонт на местных площадках перед приездом столичных трупп?

— Вкладывать деньги в развитие площадок необходимо. Хороший коллектив не поедет на плохую площадку, не будет понижать уровень своего спектакля, адаптируя его к предлагаемому месту. Сейчас есть проблемы с графиком гастролей по бывшим закрытым городам — я имею в виду документ, подписанный Министерством культуры и «Росатомом». В том списке есть площадки, которые вряд ли готовы принимать серьезные и сложные спектакли. Но я надеюсь, что со временем эта деятельность превратится в нормально работающую структуру. Этот год пробный.

— На гастроли в этом году поедут только театры федерального подчинения?

— Самые разные, поскольку зрители в регионах не разделяют МХТ им. Чехова и «Современник», хотя один федерального подчинения, а другой — городского.

— Существует гипотеза, будто гораздо проще привезти 500 зрителей в Москву, чем организовывать гастроли.

— По расходам это проще. Но нам важно, что на региональной площадке будет играть столичный театр — это оживит жизнь небольшого города. Нам нужно обратить внимание на опыт Великобритании — там столичный спектакль сначала полтора месяца отыгрывается в Лондоне, а затем государство обеспечивает ему гастрольный тур по всей стране. Если вы живете в любом другом британском городе, вы в какой-то момент обязательно увидите лондонскую премьеру.

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе