На важных показах БФМ в залах всегда, как на коктебельском пляже в июле, зрители сидят в два-три слоя. Знают: следующий фестиваль только через год, а одним интернетом сыт не будешь.
В этом году фестивальная программа не просто большая, а гигантская. Всего за десять дней организаторам нужно ответить за всех: за только начинающий выходить из комы "Союзмультфильм", за призрачную прокатную систему независимой анимации, за бойкот любой мало-мальски самостоятельной студии на ТВ, за нашу многолетнюю и глухую изоляцию от мировых анимационных трендов. И они отвечают: даже краткий пересказ расписания БФМ не вместился бы в объемы этой колонки: будут и лучшие зарубежные мультфильмы последних лет, и наши премьеры (их на удивление много), польские, японские и французские программы, архивные фильмы, создававшиеся на ЭВМ еще в 1960-е годы, цикл мультфильмов по Хармсу, даже отдельная подборка фильмов-антиутопий. И это только небольшая часть из того, что можно посмотреть.
Смотреть фотоленту с кадрами из мультфильма "Гофманиада" >>
А еще можно отвести ребенка на "Фабрику мультфильмов" - специально организованную площадку, где малышей и тех, кто повзрослее, учат делать собственные мультфильмы: из кофе, песка и даже макарон (макаронами заведует итальянка из Падуи Раффаелла Траниелло, аниматор и организатор фестиваля короткометражек). Или более привычными способами - при помощи карандаша, бумаги, пластилина или компьютера. Тут же обучат основам звукорежиссуры и сценарного мастерства, расскажут об исторических техниках анимации. В общем, это настоящая фабрика; в прошлом году на ней побывало чуть ли не две тысячи человек, в этом году, думаю, будет еще больше.
Как любой "взрослый" фестиваль, в этом году БФМ обзавелся профессиональной площадкой: "PRO-animation", которая будет в большей степени сосредоточена на оборудовании и технологиях, образовании, лекциях и мастер-классах. Тут уже будет интересно тем, кто сам занимается производством мультфильмов или просто хочет побывать на анимационной "кухне". Например, узнать из первых рук о некоторых секретах коммерчески успешных "Смешариков" и "Маши и медведя". Попробовать разобраться, чем руководствуются телеканалы при покупке мультсериалов. Побывать на презентации рисованной версии знаменитого фильма "Кин-дза-дза". Или послушать, чем аниматоры могут быть полезны "большому" кино.
Советую всем смотреть программу, она действительно необъятна, но, по крайней мере, на пару сеансов выкроить время сможет каждый. Я же напишу несколько слов про своих фаворитов.
Двенадцать событий Большого фестиваля мультфильмов >>
Во-вторых, польский классик Петр Думала, про которого на родине говорят, что именно он, а не Кеслевский с Вайдой - лицо польской кинематографии. Он тоже приедет на свою ретроспективу и проведет мастер-класс по анимации. Ранние фильмы Думалы сняты в уникальной, изобретенной им самим технике: он сперва закрашивал гипсовую панель черной краской и затем процарапывал на ней, кадр за кадром, весь сюжет. В итоге получались очень красивые и задумчивые "ожившие гравюры", которые рассказывали истории из Достоевского ("Кроткая", "Преступление и наказание") и дневника Кафки, странные сказки про летящие волосы и свободную ногу и т.д. Думалу интересно будет и послушать - он очень хорошо говорит про кино, его отношения с анимацией и с нами. Еще в 1980-е он активно экспериментировал в рисованных фильмах с приемами игрового кино: ракурсами, движением камеры, монтажом. Сейчас Думала не только царапает гипс, но и снимает живых актеров; в таких фильмах, как "Лес" техники дополняют друг друга, создавая третью, совсем фантастическую и сновидческую реальность.
Важно при этом то, что, Думала, хрестоматийный гений-художник, последовательно отстаивавший свое мрачноватое видение искусства среди торжества говорящих зверушек, не считал унизительным снимать рекламные и социальные ролики: для MTV, Amnesty International и др. И Джоанна Куинн тоже не стеснялась снимать рекламу туалетной бумаги и кошачьего корма. Даже Гарри Бардин давным-давно сделал несколько роликов для ТВ (кто-то наверняка помнит его коротенький фильм про Иванушку, который не хотел идти на выборы). А многие нынешние европейские студии, собирающие охапки призов на фестивалях, изначально так организуются, чтобы не замыкаться только на мультфильмах.
Типичный пример - лондонская STUDIO AKA, которая создавалась в начале нулевых как сообщество дизайнеров и рекламщиков; анимацией они занялись позднее, и это было не "профильное", а скорее имиджевое творческое направление их работы. При этом первый же фильм STUDIO AKA "Джо Джо среди звезд" (его покажут в рамках отдельной программы АКА) прославил студию на весь мир и обеспечил новыми выгодными контрактами. Эти коммерческие работы, которые студия делала для Skype и BBC, по-своему ничуть не хуже, чем независимые фестивальные фильмы. Вот это неразличение авторского и заказного - сейчас основной тренд в мировой анимации, который, по-моему, стоит иметь в виду в частности тем, кто принимает участие в возрождении "Союзмультфильма".
В еще большей степени его стоит иметь молодым аниматорам - выпускникам ВГИКа, петербургского КИТа, и так далее. Их работы тоже покажут на БФМ в отдельном цикле; по прошлогодним показам можно сказать, что нашей молодой анимации не хватает именно желания присматриваться к актуальным процессам в искусстве, готовности хоть ненадолго выглянуть из тесноватого мира "вечных ценностей". Все же их наставники, старые мастера - это старые мастера. Если он не хотят снимать телевизионные ролики, их на ТВ уже ничем не заманишь. Мэтрам нужно воздать за то, что они уже сделали, в первую очередь - вернуть права на персонажей.
А творческой молодежи стоило бы ориентироваться не на уважаемых учителей, а на европейский опыт. Тогда нынешним студентам и выпускникам не пришлось бы через десяток лет роптать на государство, которое их вовремя не поддержало. А у нас бы прибавилось хороших мультфильмов.
По-моему, если у Большого Фестиваля есть какая-то сверхзадача (помимо того, чтобы показать максимальное количество отличных мультфильмов за десяток дней), то она именно в этом.
Михаил Шиянов
PИА Новости