Джульетта и Муравей

В РАМТе сыграли новый спектакль для маленьких «Почти взаправду»

Проект «Молодые режиссеры -- детям», в рамках которого выпускники гитисовской мастерской Сергея Женовача ставят спектакли в Молодежном театре, продолжает приносить плоды. Начали со сказки Киплинга, а теперь на Маленькой сцене под крышей театра сыграли милейший спектакль «Почти взаправду» по коротким сказкам голландца Тоона Теллегена. Екатерина Половцева сама сочинила композицию по лесным историям, главные герои которых -- Слон, Белка и Муравей. Сочинила не очень умело -- спектакль несколько разваливается на отдельные микросюжеты, но обаяния от этого не теряет.


Маленькая сцена РАМТа -- это неудобный зал-кишка, который на этот раз поделили вдоль, усадив у длинной стены пару рядов зрителей, а перед ними малышей на подушках и оставив артистам узкую полоску для игры. Молодые актеры молодежного театра -- веселые, непосредственные (сразу видно, что это живой театр), они бегают и играют прямо у ног детей, иногда к ним обращаясь с просьбой поддержать и подсказать, так что уже через десять минут спектакля дети участвуют в нем очень бурно. И надутый малыш рядом со мной, до представления не отрывавшийся от мамы, вдруг посреди общего гомона звонко сказал: «Я уже не жалею, что пришел!»

Режиссер не выпускает на сцену ряженых, тут нет никаких маскарадных хвостов и ушей, просто со сцены сразу говорят, что вот этот очкарик в мохнатой жилетке -- Ежик (Михаил Шкловский), высокий, неуклюжий толстяк -- Слон (Роман Степенский), а грубоватый «братишка» в тельняшке -- Морж (Олег Зима). Названия зверей -- это вроде бы просто имена, но они подстегивают воображение: вы только представьте себе, что Слон любит лазить по деревьям и падать с них так, что все за него боятся. Чуть увидит новое дерево, сразу все забывает и несется проверять: а каково это упасть с липы?

На почти пустой сцене прелестные, странные, несколько абсурдистские сказки Теллегена превратились в серию этюдов, тонко рисующих ситуации и взаимоотношения, важные для ребенка. Вот, например, замечательная пара: Белка и Муравей. Белка (Анна Ковалева) -- рыжая, в платье с белым воротничком, похожим на старую школьную форму, настоящая женщина, восторженная, мудрая и терпеливая. А взъерошенный Муравей (Сергей Печенкин) со школьным ранцем за спиной -- независимый парень, чувствующий себя настоящим мужчиной. Муравей приходит в гости к Белке напряженный и строгий: «Мы не должны встречаться. Надо проверить, будем ли мы друг по другу скучать». Он уходит, а растерянная Белка еще долго ему вслед кричит: «Я скучаю по тебе, Муравей», почти так, как кричала в разлуке героиня володинской «С любимыми не расставайтесь». Потом он вернется, такой же сдержанно-взволнованный, и, стоя под железным «деревом», как Ромео под балконом Джульетты, признается, что скучал. И они вместе пойдут к морю -- сядут на пол перед открытой дверью, откуда бьет свет, и станут бросать туда камешки. Или другая их прекрасная история -- с болезнью Муравья. (Она замечательно начиналась: Белка по веревочной почте получила письмо: «Белка, я заболел. Муравей», очень радовалась самому факту получения, хлопотливо прятала письмо в портфельчик, но тут дети начинали озабоченно кричать: «Он же заболел! У него температура!») Белка приходила к больному Муравью, и он очень хотел, чтобы она ему сказала что-то приятное, например, что он храбрый. У Белки все никак не получалось сказать так, как надо -- «от сердца», а потом как-то сразу получилось, и оказалось, что Муравей самый храбрый, добрый и вообще лучше всех.

Еще одна важная история случилась с Лаской. Тут надо сказать, что Ласку, а потом и томную декадентскую Бабочку играет Нелли Уварова, и когда она в первый раз выходит на сцену, девочки в малышовом ряду начинают жарко шептаться, что пришла «Не родись красивой». Все-таки сериальная слава -- вещь невыносимая. Но, к счастью, Уварова, которая, по словам худрука театра, сама просилась играть в «Почти взаправду», поскольку очень любит книжки Теллегена, довольно скоро эти перешептывания побеждает, и дети забывают про сериал. Так вот история про день рождения Ласки получилась такая узнаваемая и пронзительная, что я в ней, как в зеркале, видела ежегодные именинные мучения своей маленькой дочери, которая чем ближе долгожданный праздник, тем больше впадала в панику. Накануне своего дня рождения Ласка тревожно спрашивала у всех: «Вам не кажется, что я какая-то странная?» -- и сама себе отвечала: «И не странная я вовсе, просто у меня завтра день рождения». На ночь она читала страшные книжки: «Кривь и кось на днях рождения», «Непредвиденная боль на днях рождения», «Не удался торт», «Недовольные гости». В ее кошмарах гости кривились, выплевывали угощения и стонали: «Скукотища!», а она бормотала: «Нет, у меня все получится» -- и снова читала ужасы. С раннего утра Ласка беспрестанно выглядывала в окно, нет ли гостей, много раз прилаживала бант на стриженой голове, украшения для комнаты падали из ее рук; пытаясь себя занять, она путалась в прыгалках и бормотала вычитанное из книжек «нельзя стоять как вкопанная», «нельзя ходить взад-вперед». А когда гости наконец выстроились перед ее дверью, Ласка быстро выглянула и крикнула: «Никакого дня рождения не будет!»

День рождения, впрочем, был -- не у нее, а у кого-то другого, во втором действии. Там очень здорово ели непонятную еду в виде разноцветных шариков, еда быстро сдувалась по мере поглощения, и оставалось только выкинуть резиновую шкурку. А потом еще всех приглашал на свой праздник Слон, разряженные герои неслись в фойе, и, видя, как они там весело скачут, дети завистливо спрашивали: «А нам нельзя туда?» Но потом все возвращались, начинали плясать уже перед зрителями и вместе с ними, схватив малышей с первого ряда в охапку. Этой пляской «Почти взаправду» и заканчивался. 

Дина ГОДЕР

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе