Открытие «Гоголь-центра» стало событием до того, как состоялось. Еще бурлили страсти, митинговали актеры Московского драматического театра им. Гоголя, чья участь резко переменилась с приходом нового худрука, еще даже не начался ремонт в здании бывшего паровозного депо, а Кирилл Серебренников уже назвал дату открытия центра искусств и наметил ближайшие премьеры. Естественно, всем было интересно посмотреть, что же получится из главного театрального скандала прошлого года.
Теперь вместо Театра им. Гоголя есть «Гоголь-центр», вместо привычного репертуарного театра — проектный, вместо постоянной труппы, в которой актер может провести даже не годы, а десятилетия, — резиденты культурного центра. Что это такое, никто толком не знает, потому что это понятие является частью зарубежной модели существования творческих учреждений. В «Гоголь-центре» сейчас четыре «резидента»: часть труппы бывшего Театра им. Гоголя, «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, SounDrama Владимира Панкова и труппа современного танца «Диалог Данс». Все они настолько разные, что попытка Серебренникова соединить их в одном спектакле, которым и открылся «Гоголь-центр», вылилась в представление, похожее не то на кастинг, не то на презентацию.
Репертуар у нового театрального центра тоже не вполне привычный. Помимо тех спектаклей, которые шли на «Платформе» и переносятся в «Гоголь-центр» (среди них «Отморозки» по Захару Прилепину, получившие «Золотую маску»), зрителей ждут концерты, лекции, показы артхаусного кино и прочие мероприятия, знакомые и понятные публике «Винзавода». Будут и новые спектакли. Ближайшая премьера Малой сцены — бунинская «Митина любовь» в постановке Владислава Наставшева. Следом выйдут еще два спектакля: «Елка у Ивановых» по Введенскому (ее будет ставить Денис Азаров) и «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева, написанному в 90-х годах и наделавшему много шума (режиссер Евгения Беркович).
Если обычно на Малой сцене идут экспериментальные спектакли, а на Большой — более традиционные, как их называют, «зрительские», то в «Гоголь-центре» все наоборот. На Малой — Бунин и Введенский, на Большой — спектакли по киносценариям классиков авторского кино. Кинорежиссер Алексей Мизгирев будет ставить «Рокко и его братья» Висконти, Владислав Наставшев — «Страх съедает душу» по Фассбиндеру (со Светланой Брагарник в главной роли), Кирилл Серебренников перенесет на сцену «Идиотов» Ларса фон Триера. Драматурги Любовь Стрижак, Михаил Дурненков и Валерий Печейкин адаптируют эти истории, случившиеся в разные годы, к реалиям современной Москвы.
На все эти эксперименты, сами по себе интересные (как все, что происходит на стыке разных жанров), стоит обратить внимание, поскольку они могут оказаться вехами на том пути, по которому двинется московский (а может быть, и российский) театр. Смелое заявление, скажете вы. Но отчего же? «Гоголь-центр» — это первая попытка реформирования театрального организма. Если она окажется удачной, «гоголи» начнут рождаться как грибы. «Гоголь-центр» будет тиражироваться вместе с его «Левыми концертами», премьерами кинофильмов, книжным магазином и театральным кафе, которое скоро будет здесь открыто.
Прежде всего, потому, что все это действительно нужные вещи: и театральное кафе (театр будет открыт для публики круглосуточно, а не только по вечерам), и создание фирменного стиля (без этого и театрам, и музеям уже не обойтись). У «Гоголь-центра», кстати, очень удачный логотип, простой и запоминающийся. Все это будет привлекать молодежь, причем ту ее часть, которую худрук Московского театра им. Пушкина Евгений Писарев, уже решившийся на ребрендинг театра, определил как «платежеспособную». Так что в ближайшее время «Гоголь-центр» станет центром притяжения и источником новой информации, как обещает Серебренников. Чем ответит репертуарный театр?
АВТОР: ТАТЬЯНА ФИЛИППОВА
Профиль