Что случилось в ресторане?

В "Школе современной пьесы" актеры сыграли со зрителями почти как наперсточники

В театре "Школа современной пьесы" работает немало молодых актеров и режиссеров. Но самые радикальные идеи обычно исходят не от них, а от художественного руководителя Иосифа Райхельгауза. К примеру, в спектакле "Звездная болезнь", премьера которого прошла в минувшее воскресенье, он обошелся без драматурга — на месте его фамилии в программке значится: "Труппа театра".

В 90-е годы на улицах больших городов можно было встретить компании наперсточников и других уличных игроков шулеров. Они зазывали прохожих, предлагая испытать судьбу, и сулили выигрыши. Обычно их окружала толпа людей. Кто-то в ней и вправду выигрывал, кто-то в приливе азарта ставил на кон последнюю рубашку, кто-то плакал навзрыд, проиграв обручальное кольцо. И мало кто из проходивших мимо людей догадывался, что на одного уличного наперсточника работает целая команда. Она затевает игру, чтобы привлечь внимание клиента — какого-нибудь зазевавшегося прохожего или неопытного провинциала, заставить его поставить деньги и, естественно, их проиграть.

Именно так в идеале и должен выглядеть спектакль, построенный на актерской импровизации. Его участники знают лишь, кого они играют, и несколько вариантов развития сюжета. Все остальное — от текста до взаимоотношений между героями — отдается на откуп актерской фантазии. Если сыгранные ими герои похожи на обычных людей, то зрители доверяют им и втягиваются в театрально-жизненную игру.

По этому принципу сделана "Звездная болезнь". В центре зрительного зала — площадка с ресторанными столиками, разделяющая его пополам. На столиках — настоящие салаты и напитки, за них усаживают нескольких зрителей. Тут же гуляют две компании. Сотрудник органов внутренних дел обмывает вместе с начальником, отцом милиционером и бывшими однокурсниками полковничью звезду. Заслуженный актер (Альберт Филозов) отмечает с компанией друзей, коллег и учеников 50-летие сценической деятельности. А специальный гость — фокусник Рафаэль Циталашвили, приглашенный только на этот спектакль, развлекает всех. Наблюдатели игры должны решить, кто больше подвержен "звездной болезни" — актеры или люди в милицейских погонах.

Игра в воскресный вечер получилась не такой интересной, как было задумано. Подвело типично актерское желание некоторых ее участников выделиться, перетянуть одеяло на себя. Им ведь в отличие от наперсточников результат игры был не столь важен. Зато Альберт Филозов, Иван Мамонов, Ольга Гусилетова и остальные участники "милицейской компании" сыграли так естественно, что зрителям казалось, что рядом с ними — реальные милиционеры с московских улиц.

Иосиф Райхельгауз, режиссер спектакля: "Актеры должны выходить прямо на зрителя и играть"

Жанр спектакля "Звездная болезнь" я бы определил словосочетанием "своими словами". Раньше так назывался один из наших спектаклей. Он тоже был построен на импровизации. Но импровизировать на одну и ту же тему долго нельзя, потому что в этом случае актеры подсознательно запоминают репризы, реакцию зрителей и начинают пользоваться привычными ходами. Поэтому мы сделали абсолютно новый спектакль. И импровизации в нем совсем на другие темы. "Звездную болезнь" вообще нельзя репетировать. Нужно только подробно все обговорить перед началом спектакля, а потом актеры должны выходить прямо на зрителя и играть.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе