Чехов глазами Евгения Марчелли

28 июня на сцене театра «Гешер» стартует IX Международный фестиваль «Гешер». 4 и 5 июля израильскому зрителю выпадет редкая возможность увидеть спектакль Евгения Марчелли «Без названия» по пьесе А.П.Чехова

Спектакль «Без названия» Ярославского драматического театра по итогам российского фестиваля «Золотая маска — 2013» получил главную национальную театральную награду в номинации «Лучший драматический спектакль большой формы», а Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова, удостоен награды в номинации «Драма. Мужская роль».


О режиссере Марчелли пишут как об «уникальном явлении», его называют «Мастером», «королем советского авангарда», художником, ломающим стереотипы. В феврале 2003 года Евгений Марчелли получил высокое звание Заслуженного деятеля искусств РФ. Он признан «Лучшим режиссером российской театральной провинции 2005 года». В 2006 году Евгений Марчелли стал обладателем Национальной Премии «Золотая Маска».

Евгений Марчелли не впервые приезжает в Израиль. Прошлым летом, например, у израильского зрителя была возможность познакомиться с манерой и стилем режиссера Марчелли по спектаклям «Катерина Ивановна» (пьеса Леонида Андреева) и «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (пьеса Дороты Масловской).

- В минувшем году у нас сложился весьма удивительный контакт с израильским зрителем. Надеемся, что в этом году он еще более укрепится, — говорит Евгений Жозефович.

Мой телефонный звонок застал режиссера спустя 5 минут после того, как он приземлился в Новосибирске, куда Ярославский Российский Государственный Академический театр драмы им. Ф.Волкова прибыл на гастроли после гастролей в Иркутске. Тем не менее, Евгений Жозефович бодр, оптимистично настроен и охотно согласился на интервью.

Залы без зрителей — банкротство театров

- Придя в театр, мы, зрители, рассчитываем на искренность, идущую со сцены, способную и впечатлить нас, и вызвать ответные чувства, — ту же искренность. Что для вас, режиссера, означает такое взаимодействие зрителя с постановкой, насколько уместна «жажда искренности»? Насколько важен для вас зритель?
– Зритель очень важен, без него невозможен театр, мы работаем на зрителя… Но зритель – не абстрактный, а конкретный. Режиссер старается сделать работу для такого зрителя, каким он является сам, чтобы ему самому это было интересно. А тогда и зрителю будет интересно.
- То есть вы, режиссер, позиционируете себя в качестве зрителя во время работы?
- В театре я всегда – зритель, и таковым остаюсь во время работы. Я как бы отклоняюсь, и смотрю на сцену глазами человека, который пришел в театр. Мало того, — как зритель, который пришел, но не любит театр! – вот такого зрителя я стараюсь чем-то завлечь в театр.
- Вы полагаете, что сегодня мало осталось людей, которые любят театр?
- Это  не я полагаю, это – статистика говорит. Два процента населения ходит в театр, что, практически, означает банкротство театров.

- Почему пьеса Чехова «Платонов» в вашей интерпретации стала спектаклем «Без названия»?
– Мы ничего не меняли. Поскольку у пьесы нет титульного листа – он утерян, мы оставили пьесу в том виде, в каком она существует.
- Ваша постановка «Без названия» — как она соотносится с традиционными спектаклями «Платонов»?
– Мне сложно отвечать на этот вопрос, потому что он предполагает сравнения. Не хотелось бы говорить о том, чем моя постановка отличается от других постановок.

- Про вас пишут, что «Марчелли — мастер страстей и эмоций». Это – итальянские корни в вас играют? Что еще в вас итальянского, помимо отчества?

- Ну, не знаю, не знаю… Итальянского во мне очень мало, практически ничего. Папа, Жозеф Роккович, эмигрировал в СССР в 1930 году, а мама, Зоя Сергеевна, — русская.

- Вы знаете язык, на котором говорил ваш отец?

- Я не знал итальянского, пока отец был жив, а после его смерти решил выучить. Выучил – на уровне простого человеческого общения. Когда бываю в Италии, стараюсь использовать свои познания.

- По какому принципу вы утверждаете актера на роль?

– Существует театральная труппа, в которой 60 человек. Я изначально начинаю представлять какие-то типажные моменты. Иногда выбор основывается на актерских возможностях, на таланте актера, а еще – на психологической совместимости. Причем совместимость для меня даже важнее, чем талант и одаренность.

- В свое время было много негласных установок в плане – кого именно принимать в ВУЗы. Например, в педагогических институтах такие установки ограничивали прием абитуриентов с физическими недостатками. Где-то прочитала, что вы любите красивых актеров. Сейчас на экранах и на сцене появилось много актеров с, мягко говоря, непривлекательной внешностью, — возможно, их способности победили внешность. Как вы относитесь к этому факту?

– Да, я люблю, чтобы на сцене были и красивые женщины, и красивые мужчины, даже если они играют роли отрицательных персонажей и прочих злодеев. Есть режиссеры, которые обожают актеров с нестандартной внешностью. Внешность — визитка актера. Мне нравится здоровое понятие красоты. Я за то, чтобы на сцену выходили красивые актеры.

- Кого из красавцев и красавиц вы привозите в Израиль, и с кем у нас будет возможность познакомиться поближе?

- Ну, главный красавец (смеётся) – это Виталий Кищенко, актер, с которым я работаю уже 30 лет, и который играет Платонова. Кищенко – «красавец» особенный: он не картинной, а жестковатой внешности. Его красота – страшной силы…

- Почти как в обиходе: «Красота – страшная сила». Мы запомнили безусловное актерское мастерство и «безудержную красоту» Виталия Кищенко в фильме «Побег».

- Да, Кищенко – яркий актер, и сильная, запоминающаяся личность.

- Продолжим наш список…

- Дальше – это красавица, невероятно красивая актриса Анастасия Светлова.

- И, по совместительству, – ваша жена…

- Да, моя муза и мой преданный друг. Анастасия играет роль генеральши Анны Петровны. Театру невероятно повезло с Анастасией Светловой — актрисой такого уровня, такого мастерства и такой красоты. Также хочется отметить Александру Чилин-Гири в роли наивной и простодушной Сашеньки, жены Платонова, и фееричную, взрывную Софью в исполнении Ирины Веселовой.



Евгений Марчелли и Анастасия Светлова на отдыхе

Билеты на спектакли можно заказать на сайте.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе