«Большое счастье – встретить режиссёра, которому почему-то нужен именно ты». Интервью с Антониной Писаревой

Российский академический молодёжный театр (РАМТ) недавно выпустил спектакль «Женщины Лазаря» по роману Марины Степновой, где одну из главных ролей исполняет Антонина Писарева

Российский академический молодёжный театр (РАМТ) недавно выпустил спектакль «Женщины Лазаря» по роману Марины Степновой, где одну из главных ролей исполняет Антонина Писарева – выпускница Театрального института им. Бориса Щукина 2021 года, занятая уже в тринадцати спектаклях текущего репертуара РАМТа. О попадании в профессию, о работе в театре и, конечно же, о премьере она рассказала нам в интервью.

Недавно состоялась премьера спектакля «Женщины Лазаря» по роману Марины Степновой. Расскажите, пожалуйста, как получилось, что именно вам досталась роль внучки Лазаря Линдта.

Насколько я знаю, идея поставить спектакль по этой книге родилась у Алексея Золотовицкого достаточно давно. Однако по разным причинам реализация откладывалась, в том числе потому, что ему было трудно определиться с выбором актрисы на роль Лидочки. А потом обстоятельства наконец сложились, спектакль приняли к постановке, и Алексей утвердил меня, хотя до этого мы даже не были с ним знакомы, и он не видел меня в других спектаклях.

В этом спектакле вы играете начинающую балерину. А сами вы любите балет?

Нет, балет я не люблю. Я занималась хореографией в школе, и, безусловно, у меня были танцы в институте. Однако я не люблю танцы, которые подчиняются жёстким правилам, я люблю танцевать для себя, для души, но не через боль и преодоление. Для меня балерины – великие люди, которым с детства приходится много и тяжело работать, проходить через трудности. Я очень уважаю балет, но как зритель к нему равнодушна. Восхищаюсь балетом с той точки зрения, что я так танцевать не могу, для меня это недоступно.

А как родилась идея воплощать героиню-балерину практически без балетного станка?

Давайте посмотрим правде в глаза: я – не балерина (смеётся). И для Лёши Золотовицкого это было не самое главное. В спектакле, как и в романе, балет – не основополагающая вещь, это способ воплощения отдельных эпизодов, например, той сцены, где героиню тошнит.

Фото: Людмила Сафонова

В процессе создания спектакля мужская роль (Лазаря Линдта) в принципе не рассматривалась? Сразу планировалось, что история будет рассказана женскими голосами?

Не рассматривалась. Это, конечно, могла бы быть какая-то гениальная работа актера мужчины, но наш режиссёр считает, и мы с ним в этом солидарны, что Лазарь у каждого свой. В нём собрано много всего: Лазарь Линдт – и великий учёный, и человек, который проносит через всю жизнь сильную любовь, но в то же время он совершает много неприятных поступков, всё подчиняет только своей воле… Сложно найти человека, актера, который смог бы все это в себя вместить, сыграть. Поэтому нас интересовали именно судьбы женщин, так или иначе связанных с Лазарем.

Ваши партнерши в «Женщинах Лазаря» – настоящие корифеи рамтовской сцены, в спектакле нет главных ролей – там важны все. Не было ли страха у молодой актрисы потеряться на фоне других героинь?

Нет. У меня довольно большой опыт: я с 11 лет играю в театре, потом был институт – всё это позволило мне приобрести некоторые профессиональные навыки. Однако я все равно всегда волнуюсь перед выпуском спектакля – и на большой сцене, и на малой, и в главной роли, и во второстепенной.

Фото: Людмила Сафонова

А когда вы решили связать свою судьбу со сценой?

В 11 лет я попала в Детский музыкальный театр юного актёра, который занимал все моё время: я приходила из школы и ехала туда. Мы учились актёрскому мастерству, вокалу, танцам, сценическому движению, сценической речи и играли спектакли. Нас приглашали в разные проекты, я участвовала в мюзикле «Звуки музыки» компании Stage Entertainment, мы много ездили на гастроли.

Получается, что моя жизнь с 11 лет была наполнена театром. При этом я до окончания школы всё время пыталась придумать себе другую профессию, потому что, если говорить про характер и амбиции, я довольно скромный человек. Я не была ребёнком, который вставал на стульчик читать стихотворение, когда приходили гости, и я не люблю артистов, переодетых в Дедов Морозов, клоунов. Мне интересен театр сам по себе: я всегда любила смотреть спектакли, но небыстро полюбила именно выступать.

Однако в 11-м классе стало очевидно, что нельзя не попробовать поступить в театральный. Я была готова в большей степени не поступить, чем поступить, но, к счастью или к сожалению, поступила с первого раза. Иногда, конечно, думаю: вдруг у меня что-то не получится – не возьмут в театр, не дадут работу, не подойду на роль. Но сейчас жизнь складывается таким образом, что у меня нет даже небольшого промежутка времени, чтобы засомневаться и уйти в другую профессию.

Как к вашему выбору профессии отнеслись ваши родные? Ваш папа (актёр и режиссёр, художественный руководитель Театра им. А.С. Пушкина Евгений Писарев – прим. ред.) вас не отговаривал?   

Папа как-то сказал: «Если ты будешь актрисой – хорошо, если не будешь – отлично!» Мама, мне кажется, придерживается такой же позиции. Они оба всегда на моей стороне, радуются моим успехам, гордятся мной, но главное для них, чтобы я была счастлива и здорова. Мои родители хорошо понимают, что никто из нас не может рассчитывать ни на вечную любовь, ни на вечный успех, вообще на что-то постоянное, но мы можем радоваться сегодняшнему.

Фото: Людмила Сафонова

Каково это – быть дочерью известного режиссёра и худрука?

В этом плане было очень тяжело, когда я поступала в институт: каждый считал нужным напомнить мне, чья я дочь и что я не имею права на ошибку. Когда я уже училась в вузе, все с уважением относились к моей фамилии. Плюс я поступила на курс к Нине Игоревне Дворжецкой, у которой дочка тоже училась в театральном. Мне кажется, что актёрские династии больше друг друга понимают, потому что, когда я поступала на курс к Константину Аркадьевичу Райкину, я тоже не услышала ни одного обидного слова. А есть очень много людей, которые почему-то начинают тебя укорять твоим родством, хотя можно просто не пропустить, сказать: «Ты не прошла».

В институте, к счастью этого не было, и в РАМТе этого нет. Я очень горжусь папой, очень его люблю, но мы с ним всегда понимали, что, если я стану актрисой, то буду заниматься профессией сама, у меня будет свой путь, мы будем радоваться друг за друга, но в нашей системе координат невозможно, чтобы мы работали вместе. Один раз в жизни я ходила к нему на кастинг – и это «травма на всю жизнь» (смеётся). На первый курс института я пришла уже с определённым багажом знаний, многие вещи были мне известны просто потому, что я росла за кулисами, смотрела папины спектакли. Всё, что связано с этикой, культурой, дисциплиной, то, что впитывается, когда наблюдаешь за профессиональным театром.

Фото: Людмила Сафонова

Какая атмосфера царила на курсе Нины Дворжецкой?

Прекрасная. Нас сначала набрали 41 человек, это было очень много, мы были разных возрастов, и у нас на курсе была «национальная добавка» из Кабардино-Балкарии. (Обычно в Щуке набирают национальные курсы-студии, но в год, когда я поступала, решили не набирать отдельный курс, а совместить их с нами.) Со временем некоторые отсеялись, нас стало меньше – и мы выросли в очень дружный и, я считаю, очень талантливый курс. Для меня ценно то время, когда я играла на сцене Щуки со своими друзьями, потому что нам было классно вместе, я всеми восторгалась, на сцене царили энергия любви и чувство локтя. Я держусь не столько за сцену и роли, сколько за это ощущение командности и совместного творческого счастья. Я рада, что приобрела это в РАМТе.

Как вы попали в Российский академический молодежный театр? Это было предопределено во время учёбы или вы рассматривали другие театры?

Я показывалась и в другие театры. РАМТ всегда любила, ходила сюда с детства. Нина Игоревна пригласила на наши дипломные спектакли Алексея Владимировича Бородина, он сразу предложил работу – роль в спектакле Марины Брусникиной «Дни Савелия». Я, конечно же, согласилась.

Фото: Людмила Сафонова

Сейчас вы работаете в одном театре с Ниной Дворжецкой. Удалось ли дистанцироваться от взаимоотношений «педагог – ученик» и стать коллегами?

Мы дистанцировались от этих ролей раньше. Во время выпуска дипломного спектакля «Чайка», где я играла Нину Заречную, мы с Ниной Игоревной очень сблизились. Но она всё равно для меня педагог, учитель, мастер, и не получится никакого панибратства. Да, мы с ней коллеги, но я чувствую субординацию. Когда она входит, мне хочется встать (смеётся). Работать вместе с Ниной Игоревной – это огромная радость.

Сейчас вы играете в 14 спектаклях РАМТа, и вы успели здесь поработать более чем с десятком режиссёров. Трудно ли адаптироваться под требования каждого?

Если ты человек пытливый и тебя выбрал режиссёр, всё получится. В этом есть что-то эгоистичное, но большое счастье – встретить режиссёра, которому нужен именно ты, как, например, в случае с Лёшей Золотовицким и спектаклем «Женщины Лазаря». Я знаю, что он меня ценит и не видит никакую другую актрису в роли Лиды, хотя прекрасных актрис в РАМТе много. Это зажигает во мне звёзды, даёт очень много сил. Я – цветок, который нужно поливать. Конечно, я могу работать с режиссерами жёсткими, громкими, но гораздо большего я могу достичь, если чувствую, что в меня верят.  

Я много работала с молодыми ребятами, выпускниками Кудряшова и Женовача. Мы с ними на одной волне, я с ними спорю, задаю много вопросов. Я – не исполнитель, не та актриса, которой сказали, что делать, и она делает. Мне нравится пробовать, разбираться, вникать в суть, понимать, что я говорю со сцены. Если я где-то участвую, я должна это любить.

Фото: Людмила Сафонова

Как проходили вводы в спектакли, которые вышли на сцене РАМТа до вашего трудоустройства?

Я попала в театр в конце 4-го курса, и меня стали вводить в «Приключения Тома Сойера», «Нюрнберг», «Гробовщик. Пир во время чумы». Туда «вкидывали», как детей учат плавать: выплывешь – молодец, не выплывешь – извините (смеётся). Мне всё объясняли коллеги, водили за ручку. Там не было встреч с режиссёром, но и роли в этих спектаклях у меня небольшие.

Значительным был ввод на главную роль в спектакль Филиппа Гуревича «Василисса». Филипп репетировал со мной везде, а когда у нас не было подходящего помещения, мы просто сидели в коридоре и разговаривали. Я играла одна, потом делали прогоны с другими артистами. Василисса – большая роль и в спектакле есть технические моменты, которые нужно было обязательно отработать, а срок у нас был маленький. На мой взгляд, этот ввод был профессиональный, правильный. Филипп выслушивал все мои вопросы, если видел, что мне что-то непонятно, терпеливо объяснял. Он чудесный режиссёр, который очень много в меня вложил.

Очень быстрый (дня за два) и толковый был ввод в спектакль Алексея Владимировича Бородина «Проблема». Этот опыт интересен тем, что я попала в механизм, который прекрасно работал без меня, нужно было в него войти и ничего не испортить, не сломать. Ты как новая деталь: все в спектакле должно работать, как прежде.

Фото: Людмила Сафонова

Среди ваших спектаклей есть основанные и на классике, и на современных текстах. Что вам ближе?

Мне кажется, каждый спектакль и каждый текст должен звучать современно, а когда он написан, это не так важно.

Давайте вернёмся к спектаклю «Василисса». Он хорошо заходит подросткам. Его считают чуть ли не лучшей постановкой для этой возрастной группы в Москве. Как вы считаете, почему?

Режиссёр Филипп Гуревич – очень чуткий, нежный человек, он чувствует то, что откликнется молодёжи сегодня. Стилистика спектакля, музыка, способ существования артистов – все в этом спектакле ломает стереотип о театре как о месте, куда ходят классом, чтобы посмотреть что-то из школьной программы, где приходится скучать в ожидании финала. Это – во-первых.

А во-вторых, подростки в восторге от «Василиссы» потому, что там показан путь взросления, становления, обретения себя. Им эта тема близка и понятна, ведь любой молодой человек находится в поиске самого себя и того, что он хочет от жизни.

Чем актрисе приходится жертвовать ради сцены: вольна ли она делать любую причёску, покрывать ногти гель-лаком, менять стиль без согласования с коллегами?

Что касается гель-лака, всё просто: смотришь, нет ли у тебя в ближайшее время спектакля, где цветной маникюр будет странно смотреться на руках героини, и делаешь. Что касается причёски, то это нужно обговаривать с руководством. В любом театре так, меня с детства этому учили. В нашем театре потрясающие руководители, их двери всегда открыты, и если очень хочется или нужно изменить стиль для съёмок, не знаю случаев, когда они бы не шли на компромиссы.

Фото: Людмила Сафонова

Есть ли у вас актёрская мечта?

Если говорить о мечте сыграть определённую роль, то скорее нет. Но недавно я побывала в театре «Около дома Станиславского», где меня восхитила работа артистов: какой у них внутри покой, ощущение какой-то глубокой медитации. Они не кричат, не потеют, там нет надрыва, а меня как зрителя действие трогает, со мной происходит погружение. Я понимаю, что «Около» – авторский театр с маленькой сценой. Но мне бы хотелось попробовать себя в подобной работе: когда всё очень просто, нет спецэффектов и гениальных механизмов, придуманных художником, где есть ты, стул, зритель и разговор с ним. Я за простоту, за человеческое, этого сейчас в театрах мало.

Автор
Наталия Алейнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе