Пришли в театр на Чехова, а заодно посмотрели Пушкина и Шекспира.
Спектакль «Лебединая песня» как опыт попурри на сцене Рыбинской драмы.
Вторая премьера осени сыграна на сцене «Авиатора». После современной комедии РДТ поставил «комедь» классическую.
В основе – одноактная пьеса Чехова «Лебединая песня», которую населили персонажами из чеховских же рассказов на тему театрального закулисья. И даже вывели на сцену самого великого драматурга (правда, он никак не участвует в действии) – его роль исполняет артист Дмитрий Медведев.
На постановку спектакля была приглашена иногородняя творческая команда. Режиссером выступил Алексей Серов, художником – Илья Кутянский, художником по свету – обладатель «Золотой маски» Дмитрий Зименко (Митрич). Все трое ставят в разных городах России: от Алтая до Питера.
В Рыбинске они предприняли попытку воплотить мечту, наверное, каждого театрала – заглянуть в закулисье: а чем там вообще занимаются артисты. Конечно, залу предлагают версию более чем столетней давности и с поправкой на театральную условность. Но все равно любопытно.
По задумке режиссера планшет сцены будто бы делает разворот на 180 градусов, и зрители оказываются по ту сторону занавеса. И вроде бы они уже и не зрители совсем, а сами обитатели таинственного закулисного мира. Перед их глазами проходит вереница сцен, где между выходами на сцену творческие единицы жалеют себя и свою пропащую жизнь, просят денег и сорят деньгами, ревнуют и изменяют, пьют и врут. Все по Чехову, все как в жизни. Убедительно прозвучали актерские дуэты Наталии Левиной и Сергея Батова, Сергея Молодцова и Эдуарда Иванова, Владимира Калюкина и Дарьи Кошелевой. Однако все же не покидало ощущение, что между артистами нет ансамблевости, единого видения того, что же они играют.
Весь первый акт притаившийся на театральной «кухне» зритель развивает насмотренность, из какого сора растет театральное искусство. Которое ему продемонстрируют в акте втором.
Режиссер Серов хочет сыграть на контрасте. «Поворачивает» сцену в исходное положение – лицом к залу – и подтягивает великих: Пушкина и Шекспира. Вот перед антрактом ты видел старого комика Светловидова (роль Юрия Задиранова), вывалившегося из своей гримуборной, – пьяного, жалкого, смешного, в шутовском воротнике и мятых трико. И вжух! – во втором акте он уже Дон Гуан из «Каменного гостя». Еще чуть-чуть – и Король Лир. Следующая сцена – Клавдий, враг Гамлета. Вместо страстишек – настоящие страсти и высокий слог. Герои больше не тянут пьяных песен и не ползают под диваном, а с прямой спиной стоят в своей парче и разноцветных чулках. Впрочем, постановщик спешит затушить «пафосный пафос» классики. Обряжает герцогинь в мантии из плюшевых пледов и гремит телом Офелии о гроб. Таких моментов немало. Зачем ему это надо? Может, чтобы мы посмотрели на бессмертные трагедии, да и на весь театральный мир глазами артистов – с иронией? Решайте сами.
Чем еще запомнилась «Лебединая песня» в РДТ? Первое – мягко говоря, странным выбором музыкальных тем. Собственно, их здесь две: марш «Прощание славянки» и фон для вручения грамот. Второе – красивой работой со светом (не зря же над ним колдовал «золотомасочник»). Особенно эффектными получились сцена с грозой и финал. Но не будем раскрывать всех секретов, у вас есть возможность оценить «игру в классики» на рыбинской сцене самостоятельно.