Александр Самойленко: «Ракитовая аллея» – не самая простая пьеса Пристли»

Зрители часто видят Александра Самойленко на экране, но примерно раз в десять лет в его жизни случается виток, который приводит его в театр. 
Фотографии Ирины Фоминой, предоставлены пресс-службой театра


Его актерский путь начался в Театральном инстуте имени Бориса Щукина, в разное время он работал в Театре им. Станиславского, Театре на Малой Бронной и Театре Наций, а сейчас вошел в труппу «Современника». О том, как театры появлялись в его жизни, трудно ли возвращаться на сцену после долгого перерыва и об «Идеальном расчете» мы поговорили с Александром Самойленко.


Заметила такой занятный сюжет — каждые 10 лет в Вашей жизни возникает новый театр.

Правда? (улыбается). Это всегда как-то неожиданно случается. Просто приходит человек и предлагает принять участие в спектакле. В Театр имени Станиславского меня позвал Максим Суханов, я там играл Баптисту в спектакле Владимира Мирзоева «Укрощение строптивой». На тот момент я лет десять не играл на сцене. А потом директор Театра на Малой Бронной Константин Чернышев пригласил меня в постановку Сергея Голомазова «Проделки Скапена». Она была фактически готова, но я попросил поменять рисунок роли, мне отказали, и я не стал в нем участвовать. Но в театре остался, снял там офис (у Александра Самойленко своя продюсерская компания – прим. ред.) и чуть позже уже сам предложил поставить спектакль. Привел театра тогда еще мало кому известного Павла Сафонова,  и мы сделали «Тартюфа». А потом снова был довольно длительный перерыв, и вот Юрий Кравец, с которым мы знакомы еще с МХТ, пригласил меня принять участие в спектакле – «Идеальный расчет».

Сложно ли возвращаться из кино и сериалов в театр?

Для меня – нет. Хотя Мирзоев когда-то сравнил это с возвращением спортсмена в большой спорт … Но у меня не было ощущения тяжести. Мне кажется, актерское мастерство – это внутреннее ощущение себя в жизни. И когда ты в принципе чем-то занят, будь то продюсирование или игра в сериалах – ты не чувствуешь себя растренированным.


На фото — Александр Самойленко в спектакле «Идеальный расчет»


Какие у Вас впечатления от нового «Современника»?

Я бывал здесь много раз как зритель. И даже мечтал, когда заканчивал Щукинское, попасть сюда. Один из моих первых кинопроектов – «Дни ангела». В нем снимались Валентин Гафт и Ольга Остроумова. Гафт – потрясающий артист. К сожалению, старики уходят безвозвратно, их все меньше и меньше, и в «Современнике» их остались единицы. Я сейчас продюсирую спектакль для Театра Гоголя – «Дядюшкин сон», и мы никак не могли найти актера на главную роль. Стариков почти не осталось, мы стали пробовать артистов среднего поколения, Александра Семчева, Владислава Ветрова.

«Современник» славился мощнейшими, потрясающими, сумасшедшими артистами и сейчас таких, увы, нет. Но я уверен, скоро вырастет новое поколение сильных актеров.

Пристли не очень популярный в России автор. Пьесы, которые у нас ставились – в кино и театре – можно по пальцам пересчитать. «Ракитовая аллея», по которой поставлен «Идеальный расчет», мне кажется, вообще не шла на больших сценах.

Дмитрий Креминский является практически первооткрывателем этой пьесы для российского зрителя. Я до этого ее не читал и даже не слышал о ней. Мне кажется,  она не самая удачная у Пристли. Он хотел, видимо, сделать классическую комедию положений, но не до конца получилось. И он ушел в детективный жанр. Хотя этот текст не очень прост для зрительского восприятия.  Он необычный. Это не хорошо сделанные пьесы Рэя Куни, где можно просто смеяться над ситуациями, в которые попадают герои. Здесь есть мораль, элементы серьезной драмы. Есть над чем подумать – и в этом смысле спектакль выполняет и просветительскую функцию. Ты думаешь о своей жизни, семье, о том, что мешает тебе жить.


На фото — Александр Берда, Александр Самойленко, Ольга Родина, Анастасия Кутявина и Глеб Осипов в спектакле «Идеальный расчет»


Легкая детективная линия есть и тут – героя же почти разоблачили…

Эта пьеса построена, вообще, по канонам английского детектива с неожиданными поворотами сюжета. Мы попадаем за фасад домов на Ракитовой аллее. Это как наша Рублевка. И понимаем, что они такие же люди, как и мы. И им есть что скрывать…

Спектакль вообще оставляет ощущение легкости жизни, здесь почти все авантюристы. Наверно, это еще и признак того времени – 20-х годов…

Мы не играем 20-е годы XX века, нам важен жанр, который мы иногда упускаем. Это комедия положений с детективным флером и играть ее надо также легко, иронично, сохраняя интригу… Не случайно, артисты, играющие комедию, зовут родных и друзей не раньше, чем на двадцатый, примерно, спектакль – чтобы почувствовать жанр, легкость, и быть органичным в этих обстоятельствах. Комедия вообще один из самых сложных жанров.

У вас очень обаятельный персонаж. Который из такого тюфячка вдруг превращается в ловкого мошенника…

По большому счету, я не играю тут ловкого мошенника, но мой герой довольно терпим к своим родным, которые живут у него не первый раз в этом году, он в меру снисходителен к их авантюрным проектам. Возможно, он даже жалеет сестру жены. И неизвестно, сколько бы он еще терпел их, но вдруг все сходится воедино – и просьба жены, и проблемы с его «криминальным бизнесом». Но и тут он делает все в мягкой, чуть ироничной манере, когда не сразу понятно – шутит он или нет. Он вообще почти не выпадает из придуманного для себя образа – благожелательного хозяина дома, как будто чуть наивного и очень мягкого. И поэтому сначала отправляет родню жены из дома, а потом – сматывается с семьей в круиз.


На фотографии — Инна Тимофеева и Александр Самойленко в спектакле «Идеальный расчет»


В этой истории уже появляются мотивы более популярных пьес Пристли «Опасный поворот» и «Инспектор Гул», но тут еще не так проявлен обличитель. Инспектор Стак здесь как будто не имеет достаточных доказательств.

Да, он скорее берет героя на понт. И пока Сергей Шадрин, для которого это — одна из первых значительных ролей, возможно, еще чувствует себя немного неловко. Но он найдет сюжет для своего персонажа, я уверен.

Помню, когда я учился в Щукинском училище, Владимир Абрамович Этуш ставил с нами спектакль. Я играл главную роль. Он был для меня практически небожителем, и я старательно повторял все, что говорил. Но сыграл неважно. И после спектакля Этуш мне сказал, что артисту надо иногда уметь «послать» режиссера и играть так, как он чувствует. Не обращать внимание на возраст, регалии и режиссера и партнеров, а просто играть так, как ты видишь свою роль. И, я думаю, молодые артисты придут к этому. И наша история заиграет новыми красками. 

Автор
Анастасия ПАВЛОАП
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе