Актуальненькое

Честно: не люблю воевать, более интересных занятий в жизни – до фига. Но жить в перевёрнутом мире мне тоже не хочется; что поделаешь, из двух зол приходится выбирать меньшее – и партизанить в меру своих возможностей.

Разумеется, у меня не хватит сил воспрепятствовать очередному торжеству дремучего невежества, на откуп которому нынче отдана столичная культура. И тем не менее.

Понятно, речь снова пойдёт о многострадальном Театре на Таганке. Вести с полей, так сказать. 

Напомню: сегодня в фойе Театра на Таганке открывается выставка дацзыбао. Для этого со стен содрали такую несущественную мелочь, как портреты и афиши. Новые хунвейбины не стесняются, пишут открытым текстом: «На этом месте была выставка, посвященная Готлибу Ронинсону – старейшему актеру, оставшемуся в труппе от старого Театра драмы и комедии. Ронинсон работал на Таганке с 1946 года». Или: «На этом месте висела афиша «ЧТО ДЕЛАТЬ?» К юбилею, понятно, всё это старьё никому не нужно; что сейчас празднуют? 50-летие любимовской Таганки? Ничего подобного, с помпой отмечают пришествие «Команды юбилейного года»; под это, между прочим, намерены списать некоторое количество бюджетных средств. Собственно, уже начали, надо полагать, хотя красная цена всех этих дацзыбао – это цена потраченной бумаги. И, повторю, к заявленному юбилею все эти листки не имеют никакого отношения.

Видимо, даже в Департаменте культуры и отдыха почуяли запах жареного, и на защиту «радикальных» художеств бросили заместительницу руководителя Е.Шерменёву. К сожалению, в познаниях г-жи Шерменёвой обнаружился досадный пробел: как выяснилось, она имеет весьма смутное представление не только о театре (это уже давно понятно), но и о русском языке. Судите сами: http://www.snob.ru/profile/24102/blog/68208, «Выставка «Попытка альтернативы» в Театре на Таганке», первая фраза основного текста: «Выставка авторская – художницы Ксении Перетрухиной, и она открывает непростой сезон новой работы в театре, которую готовит группа молодых талантливых людей». Вопрос первый: кто на ком стоял? кто открывает сезон – выставка или Перетрухина? Вопрос второй: кого готовит «группа молодых талантливых людей»? неужели несчастную Перетрухину? а к чему они её готовят, если не секрет? не дай Бог, к юбилейному обеду... съедят ведь, как пить дать, съедят и не поморщатся.

Следующая фраза: «Дмитрий Волкострелов, Андрей Стадников, Семен Александровский и многие другие готовят несколько спектаклей на документальном материале истории одного из самых важных для страны театра – Театра на Таганке». Простите, «одного из самых важных для страны театра» – это на каком языке, если не секрет? Ну, и далее в том же роде, смаковать можно чуть ли не каждую фразу, но поберегу время читателя. Тем более, ребята из «команды» своей покровительнице не уступают. Один пример из письма «команды» Ю.Любимову: «Вся наша деятельность в течении юбилейного сезона будет связана исключительно с историей Театра на Таганке». Так и написано: в течении. А равно в продолжении и вследствии.

А вот один из новых экспонатов, его тоже можно обнаружить под текстом г-жи Шерменёвой: «Здесь работала моя мама, тогда еще театр назывался не Театром на Таганке, а Театром драмы и комедии. Был в этом театре оркестр, и я с музыкантами, в подвале, где у них была оркестровая яма, проводил все свое время, потому что оставлять меня было не с кем. Моя бабушка, которая работала вообще-то как финансист, главный банкир Москвы в свое время, получила образование в Гнесинском училище и была любимой ученицей Елены Фабиановны Гнесиной. У нее было меццо-сопрано, и она меня приобщала к музыке с детства, так что я с музыкантами в основном проводил время и здесь вырос». Как вы уже, несомненно, поняли, эти мемуары связаны «исключительно с историей Театра на Таганке».

Помимо трогательных автобиографических пассажей («Недавно я снял квартиру в Петербурге. Моя бабушка спрашивает меня: ты уже перевез туда все свои вещи?»), на ободранных для этого стенах вывешены глобальные и глубокомысленные пассажи: «Нам хотелось бы исправить изъян парадигмы» и т.д. Некоторые пассажи просто прелестны в своей трогательной наивности: «И, может быть, сегодня нам гораздо важнее понять не про ее лидеров, а про тех, кто стоял в очереди, пытаясь добыть билетик на Таганку, не вышел на Красную площадь в 1968 году, хоронил Высоцкого». Не спорю, вам виднее, что вам нужнее, но с какого перепоя выяснять то, что интересно лично вам, за казённый счёт?

А ещё, понятно, ребята хочут образованность показать, поэтому упихали в свой невразумительный манифест десяток имён; кого-то помянули всуе, а кого-то процитировали. Сапоги всмятку: компанию Э.Неизвестному, Ж.-Л.Годару, Е.Гротовскому, С.Кубрику и И.Бергману составили В.Мартынов (с известной ахинеей о «конце времён»), Й.Бойс («провозгласил художником каждого человека»), Э.Уорхол («в будущем каждый человек будет иметь право на 15 минут славы») и, не сомневайтесь, Х.-Т.Леманн (похоже, единственный, кого цитируют дважды).

Справедливости ради, отметим: ободрали не всё. Например, оставили четыре портрета, которые снимать как бы нельзя; правда, присобачили к ним пятый портрет, на котором изображён неизвестный герой в виде вопросительного знака («+ рамка со знаком вопроса (как пятый портрет в ряду Мейерхольд, Вахтангов, Станиславский, Брехт)»). Тут непонятно: возможно, бойцы «команды» в порядке очереди будут фотографироваться на месте неизвестного героя (когда-то существовал такой фотоаттракцион: фанерный всадник со специальным отверстием под буркой; вставляете голову и увозите снимок, где вы, стало быть, в бурке и на коне). Но возможно и другое объяснение – здесь скрыта тонкая аллитерация: «Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела» (И.Бродский, «Представление»). А что? может, слышали где, а может, кто-нибудь подсказал...

Ну, а вот и кульминация всех «манифестов»: «Вы здесь надолго? Этот вопрос касается ключевой болевой точки репертуарного театра и устройства русской культуры в целом – неумения сконцентрироваться на настоящем. Мы предпочитаем жить прошлым, считая, что всё лучшее позади, и истязаем настоящее бесконечными и бесплодными сравнениями. Или будущим – мечтами и планами, где настоящее обесценивается до временного, переходного, незначительного. Главное слово в России – «навсегда». Если не навсегда, то не стоит и время на это тратить – это ведь не навсегда. Навсегда конфликтует с настоящим, не позволяет ему состояться. Настоящее не имеет времени, оно – сейчас». Бабочки-однодневки слетелись на огонёк. Правда, это не совсем гармонирует со вступительным словом г-жи Шерменёвой («мне кажется, что «Попытка альтернативы» и все то, что будет происходить в театре на Таганке в течении этого сезона – это реальная, а не мнимая связь поколений»), но не будем мелочиться.

Лучше если есть желание, припасть к первоисточникам.

«Основным объектом первой выставки станет большой текст, посвященный Юрию Петровичу Любимову», – пишет г-жа Шерменёва. Вот этот документ, без комментариев. Читайте и наслаждайтесь.

Приложение № 1.

Уважаемый Юрий Петрович!

Мы пришли на Таганку, в театр, где все так или иначе связано с Вашим именем, пришли в сложный и странный момент, когда здесь нет Вас, когда подписанные Вашим именем спектакли живут своей, отдельной от режиссера, жизнью, когда Таганка думает одновременно о своем прошлом и о своем будущем.

Мы перешагнули через порог театра, как мы считали, с Вашего одобрения, но без личного разговора с Вами, о чем глубоко сожалеем.

За месяцы работы организуемый нами юбилейный проект несколько раз претерпевал изменения, но одно оставалось неизменным – это уважение. Для нас большая честь находиться здесь и заниматься исследованием истории театра. Мы хотим заверить Вас в своем уважении – к Вам лично, к Вашему творчеству, к наследию Театра на Таганке в целом. Хотим также заверить Вас в самом уважительном и бережном отношении к материальным объектам, с которыми мы будем соприкасаться в процессе исследования.

Вся наша деятельность в течении юбилейного сезона будет связана исключительно с историей Театра на Таганке.

Смысл проекта – в художественной и исторической рефлексии. Нам хотелось бы исправить изъян парадигмы, в которой традиционно существует российское общество: отсутствие исторической памяти, отказ от коллективной рефлексии и неприкосновенность мифов заставляют нас топтаться на месте или бесконечно ходить по кругу.

Мы не претендуем на объективность, предлагая отличный от общепринятого, взгляд на феномен Таганки, тем не менее, считаем важным художественным актом попытаться осмыслить историю театра через «маленького человека», незаметного участника истории. Для исторического события важны не только но и а сам факт причастия. Нам хочется вспомнить, что театр – это коллективное дело, и каждый, пусть и незаметный на первый взгляд элемент влияет на целое.

Мы не можем претендовать на Ваш интерес к нашему творчеству, но были бы рады встрече и диалогу.

Участники Группы юбилейного года.

Приложение № 2: фотокопии нескольких дацзыбао.




Алексей Битов (poziloy)

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе