Актер Альберт Филозов: «У Евгения Гришковца очень интересные диалоги, но я бы не назвал их пьесами»

Альберт Филозов – один из самых талантливых, многогранных и востребованных актеров театра и кино. Последние десять лет он работает в театре «Школа современной пьесы». И 17 сентября сыграет здесь в новой версии необычного спектакля «Своими словами».

Альберт Леонидович, Иосиф Райхельгауз решил выпустить новую версию спектакля «Своими словами», в котором актеры все время импровизируют. Его нужно было обновить?

Для того, чтобы спектакль был живым, нужно все время находить новые темы для импровизаций. Его нужно обновить, чтобы актеры не использовали уже найденные ходы. Это интересно, но непросто.

Биографическая справка

Альберт Леонидович Филозов родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Получил профессию токаря, работал на заводе. В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына). Окончив учебу в 1959 году, сезон 1959—1960 проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е.Леонова. В 1960—1961 гг. служил в театре имени Ермоловой. В 1961 был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне. В 1963 вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 г.). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым играл в спектаклях Анатолия Васильева («Первый вариант "Вассы Железновой"», 1978 и «Взрослая дочь молодого человека», 1979). C 1982 репетировал c А.Васильевым в Театре на Таганке пьесу В.Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года. С 1989 играет в спектаклях театра «Школа современной пьесы». В 1991 — 1995 был мастером (совместно с А.Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе, преподаёт в РАТИ. В 2007 году дебютировал в качестве режиссёра поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России, Орден Дружбы

 

Вы играете в трех спектаклях, поставленных им по пьесам Евгения Гришковца – «Записки русского путешественника», «Город», «Дом». Как вы относитесь к его пьесам?

У Гришковца очень интересные диалоги, но я бы не назвал их пьесами. Он очень хорошо слышит современную речь, и точно передает все ее оттенки. Поэтому его диалоги современны, и зрители с удовольствием их слушают. Но в этих текстах нет драматургической структуры: завязки, конфликта, или внутреннего движения. Я вошел в спектакль «Записки русского путешественника» уже после премьеры, но знаю, что во время репетиций Владимир Стеклов и Василий Бочкарев, игравшие главных героев, сами придумывали характеры героев и их отношение к окружающему миру. Предположим, один из них – оптимист, а другой – пессимист. Одному все нравится, а другому – нет. В «Доме» тоже нет драматургии. Есть люди, рожденные драматургами. Гришковец скорее замечательный литератор.

Может быть, в наше время вообще нет настоящих драматургов?

Не могу с вами согласиться. Недавно я смотрел спектакль по пьесе Василия Сигарева «Фантомные боли». В ней такое драматургическое напряжение! Кажется, что в тексте скрыта пружина, которая постепенно начинает раскручиваться. Интересные пьесы пишут и более молодые люди. В «Школе современной пьесы» каждый год проводится конкурс «Действующие лица», и мы каждый раз находим как минимум три талантливые пьесы. Победителем этого конкурса стало и «Русское варенье», в котором мне очень приятно играть.

А как вы относитесь к режиссерам-авангардистам? Например, к Андрею Могучему или к Андрею Жолдаку. Вы бы хотели бы играть в их спектаклях?

Мне это было бы очень интересно. И если Андрей Могучий меня пригласит, с удовольствием буду у него работать. Я видел его спектакль «Школа для дураков» на одном из фестивалей «Золотая маска». Замечательный спектакль! Я был в жюри фестиваля, «Школа для дураков» мне больше всего понравилась, и я изо всех сил боролся, чтобы этой работе дали какую-нибудь премию. Просто невероятно, чего Могучий сумел добиться от актеров. Я с удовольствием репетировал и в спектакле Андрея Жолдака «Москва. Психо». Потом, в силу разных причин, не стал играть в этом спектакле, но не потому, что он мне не нравился.

Интересно, вам больше нравится, репетировать иди играть спектакли?

Мне больше нравится репетировать. Ведь репетируя, думаешь не о результате, а о том, как это сыграть. А когда приходит зритель, нужно выдавать результат, а это не всегда интересно.

Есть ли сейчас талантливые актеры? Не собираетесь ли вы набрать свой курс в РАТИ и учить молодых?

Нет, не собираюсь. Хотя Иосиф Райхельгауз и уговорил меня преподавать на его курсе актерское мастерство. Но мне это не нравится, и я этим больше не буду заниматься. Я не знаю, чему нужно учить молодых актеров, а чему – нет. Ведь в Школе-студии МХАТ меня учили одному, когда пришел в театр – совсем другому. Даже Анатолий Васильев, с которым мы довольно долго работали, сейчас занимается совсем другим театром. Спектакль «Серсо», в котором я играл, невозможно сравнить с его более поздними постановками – «Шесть персонажей в поисках автора» или «Моцарт и Сальери» и «Из путешествия Онегина». Чему я буду учить актеров? Тому, что мне преподавали в Школе-студии МХАТ? – нет. Тому, чему учили Ефремов, Эфрос и люди его поколения? — нет. Время меняется, театр становится другим, и молодые люди ко всему относятся иначе. Я постоянно слышу от них: «Экшен, экшен». Научить их этому «экшен»? Они и так это умеют.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе