Звезда и смерть: памяти Николая Караченцова

Каким мы запомним великого актера.

Фото: ТАСС/Иванов Олег


На 74-м году жизни в Москве скончался Николай Караченцов. Он умер в реанимации 62-й столичной больницы, где находился после воспаления легких. «Известия» отдают дань памяти знаменитому актеру, кумиру миллионов, знаковой фигуре российской культуры.


Не будем кривить душой, поклонники творчества Караченцова думали о неизбежном постоянно, понимая: не сегодня, так завтра, не завтра — так через год. Ничего не поделаешь: начиная с трагической ночи на 28 февраля 2005 года, когда актер на Мичуринском проспекте попал в аварию за рулем собственного автомобиля, он находился на грани.

Это было страшно. Караченцов — кумир, секс-символ, талантище, идол, всеобщий любимчик. И тут — такое.

Артист гнал что есть силы с дачи в Москву, узнав о смерти своей тещи, был не пристегнут, а потому получил серьезнейшую черепно-мозговую травму. Той же ночью перенес трепанацию черепа и операцию на головном мозге. 26 дней пролежал в коме.

Он выжил, слава богу. Но цена — особенно для актера — была слишком велика. Николай Петрович практически не двигался. Николай Петрович практически не говорил. Николай Петрович поднялся на сцену своего родного театра «Ленком» лишь в мае 2007 года, тяжело больной — но не сломленный.

Известный актер Николай Караченцов скончался утром в пятницу, 26 октября. В субботу, 27 октября, ему должно было исполниться 74 года. По словам супруги актера, он скончался в Московской городской онкологической больнице в результате почечной недостаточности. Последние 13 лет Николай Караченцов, который пережил тяжелую аварию в 2005 году, практически не появлялся на публике, осенью 2017-го врачи диагностировали у него опухоль в легком. Однако в памяти миллионов советских и российских зрителей он останется звездой культовых фильмов и постановок разных лет — в том числе, легендарной рок-оперы «Юнона и Авось». Лучшие роли актера на сцене театра и в кино — в галерее «Известий»
Фото: РИА Новости/Валерий Плотников

В 1973 Марк Захаров позвал Николая Караченцова — тогда молодого артиста театра «Ленком» — на роль шута и бунтаря Тиля Уленшпигеля в спектакле «Тиль» (1974). Советская публика полюбила обаятельного персонажа в исполнении Караченцова, и с этого момента его театральная карьера пошла на взлет. На фото: Николай Караченцов в роли Тиля Уленшпигеля в спектакле "Тиль" по пьесе Григория Горина, 1978 год
Фото: РИА Новости/Виталий Арутюнов

В ленкомовской постановке «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Караченцов сыграл две роли, примерив на себя образы Смерти и Главы рейнджеров. Рок-оперу, созданную по инициативе Марка Захарова, запрещали к показу 11 раз. Но когда премьера все же состоялась, пьесу ждал оглушительный успех
Фото: ТАСС/Валерий Христофоров

Одну из важнейших ролей в своей карьере Караченцов исполнил в рок-опере «Юнона и Авось», где он предстал в образе графа Резанова. Новая постановка «Ленкома» быстро завоевала любовь зрителей и приобрела статус культовой. Актерский состав рок-оперы менялся, но графа Резанова более 20 лет играл только Караченцов. В 2005-м Караченцов попал в автокатастрофу, и только после этого роль Резанова досталась Дмитрию Певцову. На фото: Николай Караченцов и Елена Шанина в рок-опере «Юнона и Авось», 1985 год
Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В кино Караченцов дебютировал в 1967 году, снявшись в фильме «Штрихи к портрету». Однако настоящую популярность среди киноманов он завоевал спустя почти 8 лет, сыграв Владимира Бусыгина в драме «Старший сын» (1975). На фото: кадр из фильма «Старший сын»
Фото: youtube.com/LenfilmVideo

   
Еще одним значимым фильмом в карьере Карченцова стала музыкальная комедия «Собака на сене» (1977), где он исполнил роль маркиза Риккардо. В картине Яна Фрида его экранным партнерами стали Михаил Боярский, Маргарита Терехова, Армен Джигарханян и другие выдающиеся актеры. В «Собаке на сене» Караченцов впервые спел на экране, исполнив серенаду «Венец творенья, дивная Диана…»
Фото: youtube.com/LenfilmVideo

В «Приключениях Электроника» (1979) Караченцову досталась роль злодея. Актер сыграл гангстера по имени Урри, который охотится за главным героем в исполнении Владимира Торсуева и пытается увезти его в свою страну, чтобы провернуть там ограбление
Фото: youtube.com/Odessa Film Studio


В картине Игоря Добролюбова «Белые росы» (1983) актер играет веселого, но непутевого героя Василия Ходаса, который переживает разлад с женой. Зрителям полюбился балагур в исполнении Караченцова и в особенности эпизоды, где он поет песни «Обломал немало веток, наломал немало дров» и «Миллион алых роз». Актеры Геннадий Гарбук и Николай Караченцов в одной из сцен фильма
Фото: РИА Новости

В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) Караченцов сыграл ковбоя по имени Билли Кинг. На эту роль претендовал изначально Леонид Ярмольник, однако ему в итоге досталась роль одноглазого ковбоя Мартина. Фильм ждал невероятный успех: за год проката его посмотрели более 60 млн зрителей. На фото: Николай Караченцов и Андрей Миронов на съемках фильма
Фото: РИА Новости/Галина Кмит


В 1990-м с участием Караченцова вышел психологический триллер «Ловушка для одинокого мужчины» (1990). Актер исполнил роль Даниэла Корбана — мужа, которого полиция подозревает в убийстве жены. Чтобы распутать дело, сотрудники правоохранительных органов организовывают аферу, цель которой — заставить мужчину признаться в содеянном преступлении
Фото: youtube.com/Доброе Кино


Последние театральные роли Караченцов исполнил в начале 2000-х. За роль князя Александра Меншикова в спектакле “Шут Балакирев”, поставленном по пьесе российского драматурга Григория Горина, актер удостоился Государственной премии РФ
ото: РИА Новости/Галина Кмит


Он был, без сомнения, велик, а потому обожаем всеми — от мала, как говорится, до велика. Ну а как иначе, если это именно он сыграл гангстера Урри в «Приключениях Электроника», маркиза Рикардо в «Собаке на сене», лилипута Флима в «Доме, который построил Свифт», Ваську в «Белых росах», старшего лейтенанта Николая Орлова в «Батальоны просят огня», Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов», Даниэля Корбана в «Ловушке для одинокого мужчины»? Как иначе, если именно его — немедленно узнаваемым благодаря характерной хрипотце — голосом говорят герои мультфильмов: Пес в «Псе в сапогах», солдат в «Каше из топора», конь в «Кошке, которая гуляла сама по себе»?

На съемках художественного фильма «Человек с бульвара Капуцинов». В роли Билли Кинга — заслуженный артист РСФСР Николай Караченцов (слева), мистера Ферта — народный артист РСФСР Андрей Миронов (справа)
Фото: РИА Новости/Галина Кмит


Что же до театра, так тут и перечислять устанешь. Он — абсолютно театральный человек, пришел в «Ленком» в 1967 году, да так и остался в нем на всю жизнь. Начал с ролей в спектаклях Эфроса: «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!». Продолжил в спектаклях Марка Захарова, сделавшего Николая Петровича одной из главных театральных звезд страны. Был Тиль Уленшпигель в постановке «Тиль» по пьесе Григория Горина. Были сразу две роли — главаря рейнджеров и Смерти в рок-опере композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».


Николай Караченцов в сцене из рок-оперы «Юнона и Авось», 1981 год
Фото: ТАСС/Михаил Строков


Была — и, господи, как это оказалось прекрасно! — роль графа Резанова в другой рок-опере — «Юнона и Авось», ставшей визитной карточкой и «Ленкома», и самого Караченцова.



Авария перечеркнула всё.

Стоит отдать должное жене Караченцова, Людмиле Поргиной. Она не отступилась. Проявив недюжинную силу воли, Людмила Андреевна буквально заставила врачей вытащить своего мужа с того света. Менялись клиники, менялись процедуры, менялись страны. Караченцову действительно стало легче. Оставалась даже надежда, пусть мизерная, призрачная, нереальная, что актер сможет вернуться на сцену.


Сегодня легенда ушла. А мы… Мы посмотрим записи фильмов и спектаклей с его участием, чтобы вновь увидеть настоящую звезду во всем ее величии и сиянии. Поверьте, настоящий актер Николай Петрович Караченцов этого заслужил.


Автор
Войцех Борисов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе