Возрождая нить времени

Копаться в грязном белье – вот суть работы Альбины Черторижской, которой она занималась 30 лет. Ее «клиенты» – цари и царицы, крестьяне и купцы, а точнее, их одежда, которая пережила своих хозяев. Альбина Федоровна – реставратор тканей.
В ином городе тканевых экспонатов и сотни не наскребут. А в Ярославском историкоархитектурном музее­заповеднике их 10 тысяч. И это не случайно, ведь музей находится в стенах древнейшего Спасского монастыря. Этот исторический факт способствовал тому, что в Ярославле образовалась большая коллекция экспонатов. А вот специалистов по их восстановлению в городе долгое время не было. Грязное и рваное историческое достояние все регионы страны раньше пересылали в Москву, но одинединственный реставрационный центр СССР не мог быстро справиться с таким потоком, и отреставрированной вещи ждали десятилетиями. Именно тогда, в советские времена, выпускница исторического факультета пединститута, работавшая в заповеднике хранителем, и решила поехать в столицу учиться на реставратора тканей.
Как же работает тканевый реставратор? Первым делом вещь аккуратно очищают от грязи специнструментами. Затем воздухом из резиновой груши выдувают всю пыль. Потом в ход идут щетка, пылесос.
После этого раритет начинают «полоскать» дистиллированной водой. Правда, жидкость реставраторы не очень любят – волокна ткани от воды слабеют. Поэтому во время операции очищения «больной» обкладывается фильтрованной бумагой, в просторечии именуемой промокашкой, которая впитывает в себя всю опасную для ткани жидкость. Для усиления эффекта применяют специальные губки.
Если же ткань от времени затвердела, то ее размягчают глицериновым раствором. Но некоторые поизносившиеся за века полотна таких активных чисток могут не выдержать. Их обрабатывают детским шампунем с низкой кислотностью, нежно промывая каждую нить.
А вот прочные золотые и серебряные нити могут позволить себе алкогольный коктейль в виде спиртового раствора. Он не только хорошо чистит ткань, но и быстро испаряется. При этом тканый рисунок реставраторы стараются сохранить в первозданном виде и не заменять золотые и серебряные нити на современные синтетические – они имеют неблагородный блеск.
Самое трудное в деятельности реставратора – работа со знаменами, которые могут быть истрепаны ветром, прошиты пулями, залиты кровью. А ведь на такие стяги плюс ко всему еще и нанесены красками рисунки, надписи. На профессиональном языке это называется расписным текстилем. Краска от воды может поплыть и осыпаться даже от малейшего прикосновения. Поэтому здесь идет почти ювелирная работа.
Вот и приходилось Черторижской, когда она реставрировала одно из двенадцати знамен времен русскотурецкой войны, по миллиметру очищать полотнище. А еще укреплять специальным осетровым клеем масляную краску, чтобы та не осыпалась.
Почти так же сложно восстанавливать женские головные уборы. Допустим, шелковые каргопольские кокошники приходится распарывать на составные части и каждую отмачивать в специальном растворе, а уж потом снова сшивать. А вот с мужскими фуражками и киверами реставраторы поступают проще: подкладку вынули – и в ванну. Грубое шерстяное сукно и не такие нагрузки выдержит.
…Два года назад Альбина Федоровна вышла на пенсию, но до сих пор помогает советами коллегам. А тканям, которые она отреставрировала, до пенсии еще очень далеко.
Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе