Воскресная школа: экзистенциализм

Экзистенциализм – это направление в философии 20 века, которое рассматривает уникальное и иррациональное в человеке. От всей предшествующей философии (а также от участкового, который тоже часто рассматривает в человеке иррациональное) экзистенциализм отличается бытийным, болезненно-напряженным подходом к человеческой душе.

Как ты, конечно, помнишь, классическая философия была глубоко рационалистична. Особенно ярко это виделось Гегелю: по схеме «теза-антитеза-синтез», по его мнению, развивалось все на земле и даже в сфере человеческого духа. Но мы сейчас не будем вдаваться в объяснение этой схемы, потому что «экзистенциализм» подразумевает, что никаких схем не существует и каждая личность уникальна.

Часто среди первых философов-экзистенциалистов называют Ницше и Кьеркегора. Надо признать, что у них больше различий, чем сходств. Ницше был атеистом и превозносил человеческую волю. Кьеркегор – исступленным протестантом и призывал во всем покориться голосу веры. Но их роднило то, что оба глубоко презирали умствования университетских профессоров и, наверное, плюнули бы на различия во взглядах, если бы КЬЕРКЕГОРУ (???) представилась возможность подстеречь Гегеля в темной аудитории.

В 20 веке экзистенциальная философия восторжествовала - насколько уместно слово «восторжествовала» применительно к философии, которая исследует страх, отчаяние и безысходность (кажется, совсем не уместно). Так или иначе, именно эти состояния определяют бытие человека, разочаровавшегося в попытках разумно устроить свое счастье.

Крупнейший представитель т.н. атеистического экзистенциализма – Мартин Хайдеггер – заявил: «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия». Этот философ не был озабочен ипотекой и мог посвятить выяснению сущности сколько угодно времени, что он всю жизнь и делал. Хайдеггер постоянно настаивал на необходимости внимания к человеческому аспекту существования и даже Платона упрекал в недостатке этого внимания. Его работы оказали огромное влияние на интеллектуалов того времени и до сих пор пользуются авторитетом, но многих разочаровало, что в 1933 Хайдеггер году вступил в НСДАП и так и не смог отречься от нацистских взглядов до самой смерти. Ведь главной ценностью философии еще с древности была, как известно, добродетель, а Хайдеггер даже не явился на похороны своего учителя Гуссерля просто потому, что тот еврей. Вообще Мартин Хайдеггер производит впечатление крайне тяжелого во всех смыслах мыслителя, и если его мудрость – подлинная, то поневоле думаешь, что лучше порой довольствоваться ложью.

Антипод Хайдеггера – французский философ Жан-Поль Сартр. Он всю жизнь придерживался левых взглядов и даже был связан с французским подпольем во время войны. Сартр сделал еще одно знаменитое утверждение, которое лежит в основе экзистенциальной философии: «Существование предшествует сущности». Ты и так все понимаешь, но для всех остальных мы находим нужным объяснить: человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей и смыслов. То есть нет никакой заранее предустановленной природы вещей: ты сам определяешь, кем тебе быть. Ты не можешь сказать: «мы – нация господ» или «я предрасположен к созерцанию лежа». Ты сам обязан выковать собственную личность и добиться того, что заслужил.

К Сартру примыкает его соотечественник Альбер Камю (примыкает по взглядам, разумеется). Во время войны он был активным членом подпольной организации «Комба» и умудрялся, как и Сартр, выпускать статьи и даже романы, когда не был занят взрыванием нацистских складов с боеприпасами. Например, в 1943 году он издал свой программный труд «Миф о Сизифе», где впервые открыто заговорил об абсурдности человеческого существования. Главный вопрос, волнующий Камю – «стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?» Как ты помнишь, Сизиф закатывает на гору камень примерно с той же бессмысленной настойчивостью, с какой ты ежедневно отправляешься в офис. Но Сизифа следует, по мнению Камю, считать счастливым до тех пор, пока он видит руду в камне и не осознает абсурд своего бытия. Современники не понимали Камю, а те, кто понимали (вроде того же Сартра) – недолюбливали. Тем не менее, в 1957 году ему вручили Нобелевскую премию по литературе, которую он не успел толком потратить, совершенно абсурдно разбившись в автокатастрофе 3 года спустя.

Ну что еще сказать? Экзистенциализм не является сегодня живой и всеобъемлющей философией; пожалуй, он ей никогда и не был в силу крайне разных индивидуальностей своих представителей. Скорее его влияние ощутимо в искусстве: в фильмах Бергмана и Тарковсокго, книгах Гинзбурга и Керуака, пьесах Беккетта и музыке Pink Floyd. Так что – ты приобщаешься к нему поневоле, даже если не очень внимательно вчитывался в эту статью.

Текст: Евгений Шаповалов

MAXIM

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе