Вологодские «кружева» Алексея Тарантина

Уютная, просторная квартира в одном из самых высоких домов-каскадников на Скомороховой горе в Рыбинске, где он сегодня обитает вместе со своими многочисленными домочадцами, скорее напоминает военно-морской музей. Навигационные приборы, другие корабельные атрибуты, многочисленные модели кораблей, современных и старинных, наконец, огромные живописные полотна украшают ее интерьеры. Владелец всего этого экспозиционного великолепия и непосредственный автор многих представленных здесь моделей и картин Алексей Тарантин. Несмотря на солидный возраст, он всегда бодр, подтянут, немного ироничен. Добавить к реальному образу только раскуренную трубку с сопутствующим облаком дыма - и перед нами настоящий морской волк из произведений литературной классики.

Среди членов многочисленного и сплоченного рыбинского военно-морского братства семидесятивосьмилетний капитан первого ранга Алексей Тарантин один из самых уважаемых капитанов. Хотя на своем долгом веку довелось Тарантину бороздить и Балтику, и Черное море, и Средиземное море, Атлантику, Северный Ледовитый и Индийский океаны, как это нередко бывает в России, родился и вырос он далеко от моря - на Вологодчине.


Возможно, любовь к искусству передалась с генами к нему от отца Сергея Алексеевича. Очень уж любил он рисовать. В памяти у сына Алексея до сих пор огромный торт, сделанный отцом в виде Московского Кремля. Ел или не ел он тот отцовский торт, Тарантин уже не помнит. Отец погиб в войну. И образ того торта - одно из немногих воспоминаний об отце, оставшихся в памяти.

В детстве Алексей ходил в модельный кружок вместе с братом. Хотя, говорит, тогда моделей довелось сделать немного. Занимался в секции ДОСААФ, осваивал профессию радиста. Даже на лыжах бегал. Именно лыжня уже после войны  неожиданно привела его на флот. Тарантину не было тогда и пятнадцати. Среди других вологодских школьников бежал на первенство города. Обогнал всех. Даже дожидаться награждения не стал. Умчался домой обедать. Когда спустя несколько месяцев зашел-таки в горком комсомола, чтобы забрать заслуженную почетную грамоту, у подростка поинтересовались, не желает ли он поступить в школу юнг. Тарантин, недолго думая, дал согласие. А спустя месяц к нему, пятнадцатилетнему пацану, вдруг ни с того ни с сего пришла из военкомата настоящая повестка! Мать в сердцах кричала: «Не пущу!» Не помогло. Будущего юнгу отправили в Ленинград. Туда незадолго до этого перебазировалась с Соловков школа юнг. В нее и попал. А раз изучал в свое время радиодело и даже выучил азбуку Морзе - записали в радисты. Закончив школу, в пятидесятом году попал в Балтийск на большой противолодочный корабль БОХ-300.

Ходили от Рюгена (Восточная Германия) до Ленинграда. Отслеживали лодки, бросали бомбы. В это время молодой радист сидел в радиорубке. Иногда случалось свободное время - штудировал учебники. Правда, в 1954 году первые свои экзамены в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, что находилось в Ленинграде, завалил. После них вернулся на родной корабль.

Вдруг приходит вызов из Калининградского училища. Алексей еще удивился, ведь документ туда даже не посылал. Оказалось подсуетились командиры. В первую очередь помощник командира корабля Борис Евгеньевич Кузьминский. Взял он над пареньком шефство, хотел обязательно устроить его на флот офицером.

Тарантин поехал в Калининград. На этот раз экзамены сдал хорошо. Но в штурманы, как хотел, пробиться не смог. Определили на минно-торпедный факультет. Проучился год. В это время к власти пришел Хрущев. Началась канитель с разнарядкой. Военные училища стали разгонять. Попало под реструктуризацию и Калининградское. Курсант Тарантин вместе с группой, в которой учился, вынужден был переехать в Баку в Каспийское училище. Там и женился. (Чуть более двух лет назад они справили с женой Элеонорой Дмитриевной золотую свадьбу).

После училища попал на Балтику в Кронштадт. Служил на тральщиках командиром БЧ2-3. Между собой моряки называли эти корабли «стопудовиками» (водоизмещением до 150 тонн). Стал помощником командира корабля. В шестидесятом году уже сдал на допуск к судовождению. Потом был переведен на тральщики, которые должны были передаваться Египту.

- Думал, только сходим туда - и вернемся, - вспоминает бывалый моряк сейчас, - а получилось совсем по-другому.

Внутренними водами дошли до Волгограда в плавающих доках. Оттуда уже своим ходом пришли в Севастополь. Там подделали, подкрасили и пошли в Египет в Александрию. Был 63-й год. Передали корабли, обучили экипажи, но вернуться домой удалось не сразу. Ведь с собой не дали даже документов. И все же удалось поездить по стране. Аж до самого Асуана! Обратно шли через Венецию. Вот только в город не выпустили. В Италии в это время стояли на якорях американцы. После неудавшейся поездки в Италию экипажи зачем-то вновь вернули в Египет. Снова там держали. На этот раз чуть ли не полгода. Потом привезли на нашу авиационную военную базу в Сахаре, наши летчики, посадили в самолет - и домой, в Москву. Там 15 дней карантина - и назад в Севастополь, где все время заграничного турне моряка ожидала жена и две дочки (родились в 1960 и 1962 годах).

Затем перевод на Балтику. Здесь Тарантин дослужился до командира 350-тонного рейдового тральщика. Отсюда в чине капитан-лейтенанта в 1969 году был переведен вновь. На этот раз - на Северный флот. Здесь сначала командовал 600-тонным тральщиком. Потом кораблем воздушного наблюдения. (Стоит отметить, что среди многочисленных моделей судов, которые стоят сегодня в квартире морского офицера, и модели тех судов, на которых он служил). Северные места запали в душу: Линахамари, Печенгский залив, Девкина заводь. Прямо здесь проходит граница с Норвегией. В те годы в этом месте сходились нос к носу блок НАТО и организация стран Варшавского договора. Здесь был передний фронт Холодной войны.

Нередко политические решения тогдашнего руководства страны резали сердца моряков по живому. Случалось, что без видимых причин боеспособные корабли отправляли на слом. Один из кораблей, на которых пришлось служить, вынужден был отправить на утилизацию и Тарантин. До последнего оставался он на корабле во время его последнего рейса. Был на нем и когда полным ходом направил судно для того, чтобы выкинуть его на берег. Позже носовую часть вместе с рубкой от него срезали и вмуровали в скалу. И сегодня на въезде в Линахамари можно увидеть этот необычный памятник.

А Тарантина тем временем перевели служить на плавбазы. Десять тысяч тонн водоизмещением. По морским меркам вполне солидно. Одна из таких баз, которыми командовал наш герой, была штабной для Северного флота. Другая - на ней тоже Тарантину суждено было послужить - обслуживала подводные лодки, в частности  подводный флот в составе Военно-морских сил СССР на Средиземном море. Ходили и в Индийский океан. В те годы нашим морякам было чем гордиться. Подводные ракетоносцы несли вахту под самым носом у потенциального противника!


Заканчивал службу Алексей Тарантин капитаном-наставником по военно-морской подготовке Мурманского морского пароходства. Экипажи рыболовецких судов, которые он курировал, несли вахту от Шпицбергена на Крайнем Севере до Фолкледских островов. Тарантин курировал вопросы охраны советского гражданского судоходства. Обеспечивал взаимодействие гражданских судов и военно-морских сил. Прослужил он в этой должности, дающей, кстати, право на присвоение контр-адмиральского звания, долгих десять лет - с 1979 по 1989 год. Да так и ушел в отставку в звании капитана первого ранга. Видимо, так на всю жизнь и остался строевым моряком, не научившись штабным выкрутасам. От той поры сегодня в его доме осталось два больших воспоминания. Это многочисленные модели судов и картины, созданные им самим, а также тысячи старых фотографий, сделанных морским офицером Тарантиным за сорок лет службы.

На снимках: Алексей Тарантин и его модели.

Фото автора и из архива  Алексея Тарантина.

Золотое кольцо


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе