9 февраля 2012 ● Лариса ДРАЧ Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА
За этот век с четвертью образ лихого командира Гражданской войны («А впереди я – на белом коне») подвергся столь массированной мифологизации, начиная с такого «пустяка» как искажение подлинной фамилии (на самом деле Василий Иванович подписывался «Чепаев»), что для многих сегодня Чапаев – сродни великим русским богатырям Илье Муромцу или Алёше Поповичу. В основе мифа – вышедший на экраны СССР в 1934 году художественный фильм режиссёров-однофамильцев Сергея и Георгия Васильевых «Чапаев», который наглядно продемонстрировал уникальный опыт создания культурного героя средствами кино. «Каким был на самом деле Василий Иванович Чапаев – теперь не так уж и важно. Создав на экране фольклорного героя, Васильевы выполнили не только социальный заказ, но и главную задачу кино, которое во все времена и при любой власти стремится заменить собой реальность», – так написал в одной из своих рецензий известный российский кинокритик Сергей Добротворский.