Страна Митрофанушек

Экстремисты в гостях у Гоголя

Захар Прилепин о «защитниках культурных святынь»

С утра пришла смска от питерского нацбола Сида: «Доброе утро, экстремист!».

«От экстремиста слышу», – ответил.

Оказалось, Сид не шутит: по «Эху Москвы» объявили, что спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки» решили проверить на предмет экстремизма.

Якобы подал иск кто-то из зрителей.

Спектакль, для справки, поставлен по мотивам романа «Санькя», который я написал в 2006-м году.

Несколько лет назад какая-то очередная «нашистская» организация уже пыталась проверить этот текст на предмет экстремизма и потребовала изъять его из библиотек.

Ничего у них, конечно, не вышло.

Всерьез предположить, что кому-то из числа представителей «кровавого режима» сейчас придет в голову снова бороться с переизданной сорок раз книжкой, было сложно, и некоторое время я пребывал в ироническом недоумении.

Через пять минут мне начали названивать со всех радиостанций, с просьбой прокомментировать ситуацию.

Я наобум предположил, что на такую глупость способен только театральный неофит, приехавший в столицу – какой-нибудь провинциальный «единоросс», решивший приобщиться к высокому искусству, случайно попавший на «Отморозков» и ужаснувшийся, какую крамолу позволяют ставить прямо под носом у начальства.

Но возможно, сказал я, что это инициатива кого-то из актеров (или, скорей, актрис) театра Гоголя, крайне недовольных недавним приходом туда Кирилла Серебренникова.

Кирилл, как известно, всё там перестроил, репертуар сменил, и вообще начал мести по-новому.

Через полчаса журналисты мне сообщили, что моя догадка, похоже, верна: заявление подала актриса этого театра.

В это время я, сидя за рулем своего авто, проезжал полицейский пост, и, услышав весть про актрису, к удивлению разглядывающего меня «гаишника», захохотал.

– Какая прелесть! – вслух воскликнул я.

(Надеюсь, «гаишник» не принял это на свой счет).

Не в порядке досужего хвастовства, а исключительно ради уяснения абсурда этой ситуации, хочу сообщить, что роман «Санькя» перевели на все основные европейские языки, автор книжки получил толстовскую премию «Ясная поляна» из рук потомков Льва Николаевича, всекитайскую премию за лучший зарубежный роман года и, попутно, «Национальный бестселлер» за лучшую прозу «нулевых».

В свою очередь про «Отморозков» целый год не без некоторого восторга писала вся наша столичная пресса, а постановка эта получила «Золотую маску» как лучший спектакль прошлого года.

«Саньку», к тому же, уже несколько лет как проходят в российских университетах, и по роману написано десятка два научных работ.

Актриса, наверняка, обо всем этом ничего не знала.

Не являясь специалистом в театральных нравах, втайне подозреваю, что театральный мир ничем особенным от писательского не отличается.

В десятках театров, как и в большинстве писательских союзов, сидит множество людей, давным-давно выпавших из реальности. Они ничего не смотрят, ничего не читают, ничего не знают, и знать не хотят, и только тихо презирают всё вокруг.

А как иначе, если культура погибла — и они последние ее могикане в окружении демонов.

В самом – самом-самом! - лучшем случае, они что-то слышали о том, что Серебренников – это такой разрушитель святынь, а Прилепин – кромешный сталинист и нацбол.

И как только эти чудовища появляются в их поле зрения, человек садится и сочиняет донос. А как еще прикажете реагировать настоящему работнику культуры?
Захар Прилепин
Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости
Свободная Пресса
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе