Руками трогать можно!

Что такое environmental art и где его искать?
Источник: partyinfo.ru


Современное творчество уже давно стало частью нашей жизни: многие арт-объекты трудно отличить от того, что нас окружает в быту. Однако увидеть в обыденности эстетику и превратить ее в экологичное искусство дано не каждому. Вместе с экспертом разбираемся, почему нынешние художники переходят на новые материалы и какую пользу это может принести человечеству.



Что такое environmental art?

Environmental art (он же энвайронмент) дословно переводится как «искусство окружающей среды». Это одно из направлений современного искусства, преимущественно авангардистского. Концепция довольно проста: всеми возможными способами привлечь внимание общества к проблемам экологии, например, с помощью фотографий природных пейзажей или инсталляций. Художник может создать арт-объект из природных материалов и вписать его в пространство окружающей среды.

Environmental art ломает исторически сложившуюся границу между реальной жизнью и искусством. По замыслу авторов, пейзажи в галереях и сложенные из веток причудливые фигуры отражают связь художника с природой. Такие работы должны помочь зрителю понять, что все проблемы, о которых твердят экологи, происходят рядом с нами.

«С помощью искусства можно привлечь людей к экологическим проблемам. Оно может зацепить человека сильнее, чем статья из модного журнала. Environmental art напоминает нам о том, что мы тоже являемся частью природы, причем очень малой ее частью», — считает эколог Александра Скляренко.



Как выглядит музейный environmental art?

Трудно сказать, когда появились первые работы направления environmental art. Некоторые исследователи относят к нему даже самые древние образцы человеческого искусства — наскальную живопись. Наши предки изображали на стенах пещер животных и другие символы — ту часть мира, которая была для племен важнее всего, ведь охота являлась основным источником пищи. В дальнейшем environmental art появляется в пейзажах Джона Констебла, Клода Моне и других художников, наблюдавших едва уловимые изменения окружающего мира: игру солнечного света, переливы цветов на воде, ветер и облака.

Сегодня их дело продолжает известная американская экоактивистка, художница и фотограф Дайан Бурко. Она посвятила свою жизнь созданию картин и фотографий, на которых запечатлены исчезающие чудеса природы — коралловые рифы, ледники, соляные озёра. Все её работы отражают последствия изменения климата и то, как они сказываются на природных объектах. Так, например, рассказывая о серии «Лёд и снег», Дайан Бурко обращает внимание зрителей на климатические катастрофы: «Национальный парк Глейшер в Монтане был идеальным местом, чтобы запечатлеть драму льда до того, как он растает. На рубеже веков здесь было 150 ледников — сейчас осталось только 25». Лучше всего посыл environmental art сформулирован в описании к серии «Элегия»: «Мое намерение состоит в том, чтобы спровоцировать неприятное визуальное напряжение, когда зритель изо всех сил пытается понять смысл изображения — хотя на самом деле он видит реальные кадры тающих ледников... Факты против вымысла в действии».

В то же время те работы, в которых экологические проблемы подаются в пугающем виде, зачастую должного эффекта не достигают. «К экологическим проблемам стоит подходить позитивнее, иначе у людей может начаться паника, — рассказывает Александра Скляренко. — Но если арт не вызывает вообще никаких эмоций — значит, он плохой и на него зря были потрачены ресурсы. Люди получают дозу серотонина, когда чувствуют себя героями. Вот сегодня меня похвалили за то, что я пришел со своим пакетом в магазин — это намного лучше, чем постоянно напоминать о страхе вымирания и заставлять народ чувствовать себя виноватым. Иногда людям нужно смотреть и на реальные проблемы, чтобы понимать, за что они «сражаются» и что может произойти, если этого не делать. Просто суть в том, чтобы основная мотивация была позитивная».



Environmental art за пределами галерей и музеев

Иногда environmental art может принимать причудливые формы. Например, «ленд-арт» работы известного российского художника Николая Полисского. Его скульптуры можно увидеть в Калужской области, в деревне Никола-Ленивец. Он создает их вместе с жителями этой местности. Одна из таких скульптур называется «Святилище», она расположена в лесу, на месте Городища древних балтов: вы можете случайно наткнуться на неё, гуляя по окрестностям.

Выглядит инсталляция пугающе: вырезанные из дерева оленьи черепа украшают массивный ствол, из которого торчат корявые ветви. Этот арт-объект выглядит чрезвычайно аутентично. Полисский будто бы старается победить время, которое стирает следы давно ушедших народов. С 2006 года в деревне Никола-Ленивец проходит фестиваль «Архстояние», который посещают художники со всего мира. Теперь это одна из самых необычных деревень России и настоящий арт-объект.

Кстати, «ленд-арт» — одно из самых узнаваемых направлений environmental art. Художники выражают протест коммерциализации искусства, поэтому отказываются от привычных художественных площадок — музеев, галерей и выставок. Их произведения создаются вдали от крупных городов, на больших открытых пространствах, и доступны каждому. Создатели оставляют свои творения предоставленными самим себе и действию природных сил, а значит, музейные правила на них не распространяются и их можно трогать руками. Такие работы обычно невозможно передвигать в пространстве. Их возводят на одном месте раз и навсегда.

«Спиральную дамбу» Роберта Смитсона — одно из самых известных произведений художника — часто называют «иконой ленд-арта». Дамбой этот объект назвать сложно, но сходства с ней действительно есть. Построенный Смитсоном объект — это огромная базальтовая спираль, закручивающаяся против часовой стрелки. Расположена на Большом Солёном озере (США, штат Юта). Однако работа вызывает множество споров. Поскольку использованные Смитсоном материалы разрушаются от времени и природных условий, искусствоведы говорят о необходимости восстановления арт-объекта. Для этого предлагают изменить течение воды вокруг «Спиральной дамбы», но такая перспектива радует далеко не всех.

Впрочем, возможно, все споры преувеличены: «Спираль сделала из базальта, поэтому вреда не наносит. Вода на северном берегу Большого Солёного озера до сих пор красная, значит бактерии оттуда не спешат уходить. Скорее всего, дамба сдерживает питательные вещества, поэтому бактериям и водорослям комфортно там жить. Так или иначе, дамба разрушается, просто мы этого не видим. В ее состав уже давно входит не только базальт, но и соль со всяким песком и глиной. Для человека 50 лет — это много, а для природы это миг», — объясняет Александра.



Это не environmental art

Однако не все арт-объекты абсолютно безобидны. Так, по словам Александры, такое направление искусства, как треш-арт может быть очень опасным для экологии: «Обычно это безделушки, не несущие никакого смысла, а если смысл и есть, его нужно разгадать. Разумеется, такие творения не стоит размещать за пределами города. Например, точно не стоит делать на пляже скульптуру кита из одноразовой посуды — пластик при нагреве будет разрушаться и смываться в море, или из-за сильного ветра конструкция разлетится по всему периметру, из-за чего пострадают всеми любимые черепашки и птицы».

Трэш-арт — это направление искусства, в котором объекты частично или полностью состоят из мусора. Вторая жизнь для предметов, оказавшихся в мусорном баке, кажется благородным делом. Такая композиция, если придать ей нужный смысл, сама по себе может стать символом борьбы за чистоту окружающей среды. Но относиться к «мусорным» произведениям искусства всё равно нужно с осторожностью. Весь смысл таких работ обесценивается, когда их части попадают в землю, воду или в желудки животных.

А можно ли сделать экологичной ту часть искусства, которая использует для своих работ не камень, дерево или землю, а привычные и знакомые нам краски? Оказывается, не всё так просто. «Искусство, как и практически любая другая деятельность, не будет безвредным до тех пор, пока весь мир не перейдет на круговую экономику. Так или иначе останется невидимый мусорный след, — говорит Александра. — Даже самую экологичную краску изготовили из какого-то ресурса, кто-то этот ресурс перерабатывал, упаковывал и транспортировал. Самое безвредное искусство — то, которое создала сама природа»

Автор
Евгения Владимирова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе