России предложили сменить культурную элиту

В Совете Федерации озвучены новые параметры идеологии для страны

России предложили сменить культурную элиту Никита Михалков считает, что отсутствие идеологии является проблемой для национальной безопасности. Фото с официального сайта Совета Федерации РФ.

Вчера кинорежиссер Никита Михалков, выступая в Совете Федерации по поводу проведения Года культуры, назвал вопросом национальной безопасности возрождение идеологии в России. А спикер Совфеда Валентина Матвиенко сообщила, что страна переживает «прямую интервенцию совершенно чуждых для нашей самобытности и культуры веяний и течений». Эксперты и деятели культуры, опрошенные «НГ», не считают какую бы то ни было идеологию необходимым условием развития культуры и нравственности, а также залогом национальной безопасности.

Глава оргкомитета по проведению Года культуры Валентина Матвиенко провела вчера на своей площадке заседание с участием известных деятелей культуры и высокопоставленных чиновников. Выступивший на мероприятии Никита Михалков выразил уверенность, что культуры не может быть без идеологии: «Мне кажется, что то истребленное слово, которого мы боимся – «идеология», – это основа большой страны. Почему идеология должна быть только коммунистическая? Идеология – это ориентиры. Если мы для себя не определим, что такое идеология нашей культуры, нашей нравственности, нам ничто не поможет. Мы обязаны к этому отнестись как к национальной безопасности». И добавил: «Мы должны начинать заниматься формированием представления народа – как ему жить дальше и куда двигаться».

Спикер поддержала Михалкова и обрисовала печальные последствия деидеологизации общества: российская молодежь часто становится «носителем чуждых культурных постулатов». Единое культурное пространство при территориальных масштабах, подчеркнула Матвиенко, выступает одним из главных стержней государства.

Достижению цели, по мнению Никиты Михалкова, должно помочь возрождение в России Благородного собрания, которое могло бы разместиться в здании Российского фонда культуры, где заканчивается ремонт. Режиссер предлагает организовать на его базе клуб Благородного собрания – «благородного не по званиям, но по помыслам, по нестяжательству – лучших умов русских и нерусских людей, которые хотят добра нашему отечеству, которые могут вывести то самое зерно, которое станет ориентиром для нашего будущего».

На заседании в Совфеде России был предложен и еще один ориентир – в виде нового Союза журналистов. По словам автора идеи, главреда газеты «Культура» Елены Ямпольской, это будет «союз патриотических СМИ, пророссийских СМИ, – это необходимо для страны, и это будет полезно для информационной политики государства». По мнению Ямпольской, надо сменить культурную элиту страны: «Мы должны объявить новый культурный призыв. Когда часть культурных деятелей поддержала Pussy Riot, я впервые задумалась о том, что необходимо сменить культурную элиту страны. Надо позвать людей из регионов и правильно их сориентировать, а потом сделать из них звезд, новых звезд».

С организаторами Года культуры категорически не согласны некоторые собеседники «НГ». К примеру, директор центра современной культуры «Гараж» Антон Белов уверен, что «культуре идеология ни в коем случае не нужна»: «Она нужна, возможно, в патриотических фильмах, которые, может быть, спонсирует государство – если оно хочет это делать, или в каких-то проектах. В современном искусстве, культуре, театре, в авторском кино и всем остальном – это только тормоз развития нашей международной интеграции».

Член Европейской академии, профессор Литературного института Мариэтта Чудакова настаивает, что не может быть общегосударственной идеологии: «Общегосударственная идеология бывает только в тоталитарном государстве. А когда я слышу фразу о национальной безопасности – как говорится, «моя рука тянется к кобуре». Потому что спекуляция подобного рода – отвратительная манера многих политиканов. Мы можем рассуждать только о том, какой идеологии не может быть – фашистской, националистической и т.д. Но говорить о том, что во всей стране должна быть единая идеология, – это прежде всего нарушение Конституции, к которой я отношусь с большим уважением».

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко доказывает, что единая идеология в демократическом государстве невозможна: «Идеология – это мировоззрение определенной части общества. Она отражает претензии и амбиции определенных социальных, социокультурных и этнических групп». У любой идеологии, подчеркивает эксперт, есть определенная задача – пробивать свои амбиции и цели: «Поэтому нормальный человек, говоря об идеологии, подразумевает несколько идеологий в рамках одной исторически сложившейся национальной культуры». Однако национальная культура у нас весьма разнообразна, подчеркивает Малашенко: «У нас есть и Толстой, и Достоевский, и Чехов – и все это разные идеологии. Поэтому, добиваясь единой идеологии в рамках национальной культуры, человек, во-первых, не понимает, о чем говорит. А во-вторых, он подспудно хочет все это унифицировать и предложить обществу идеологию, приверженцем которой сам является». Любая идеологическая игра опасна, уверен собеседник «НГ», потому что она подавляет другие мировоззрения, другие способы мышления.

Конституция РФ

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Александра Самарина

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе