Работать – значит жить

Зинаида Ивановна Семченко – не актриса, не музыкант и дажене экскурсовод. Но без неё ярославскую культуру советской эпохи не представишь. Менялись начальники, менялись адреса и кабинеты управления культуры, да и само оно меняло название – неизменной оставалась только инспектор Зинаида Ивановна.


Область знала как свои пять пальцев, почти за полувековой стаж работы побывала не по разу даже в самых отдалённых клубах, что уж говорить о районных домах культуры! Все гармонисты, баянисты и танцоры были ей хорошо знакомы. И если кто-то на сельскую художественную самодеятельность смотрел свысока, она – с любовью и добротой. Районные руководители культуры со всеми вопросами и просьбами сначала к ней – посоветоваться и разработать стратегию успеха – и только потом к начальнику. Теперь бы сказали: неформальный лидер, а тогда, когда она начинала работать на ниве культуры Ярославля, таких слов ещё не знали. Говорили просто: наш человек.


Зинаида с начальной школы освоила все имеющиеся в школе кружки художественной самодеятельности. И пела, и танцевала, и в драматическом играла. Но на стезю профес-сионального работника культуры попала случайно – в управление кинофикации требовалась машинистка. Пошла не раздумывая. Судьба, наверное, тут и вздохнула с облегчением – доставила Зинаиду на место.


Вскоре способную девушку заметили, отправили учиться и перевели с должности машинистки в инспектора по клубной работе. Со спокойной жизнью пришлось попрощаться – время было такое, что ездить по области приходилось много. В районах создавали самодеятельные театры, ансамбли песни и танца. 


– Самый интенсивный, наполненный период работы –70-е годы, – вспоминает Семченко. – Тогда много удалось сделать для села. С приходом Юрия Андреевича Андреева началось строительство, в каждом районе – огромные ДК, оснащённые оборудованием, му-зыкальными инструментами для ансамблей. Дисциплина была. Сказали: надо – и поехала вкомандировку.


Принимают спектакль, проводят конкурс в районе – ну как я не поеду, ведь мне всё надо представлять самой. Спросят – что ответишь, когда не видел сам? Но для меня всё это было в радость. Какие тогда были хоры в Данилове, Ростове, Борисоглебе! Некоузский ансамбль баянистов всех покорил на зональном конкурсе в Горьком. Сколько было выявлено талантов, сколько в Москву на учёбу отправили! Больше других я любила сельских артистов. Это представить только – придут люди с работы, тяжёлой, физической, и всей семьёй – в клуб, репетировать спектакль. 


Без работы я себя не представляю. Когда меня проводили на пенсию, сразу попала в больницу – сердце, давление. Позвонил мне Владимир Георгиевич Извеков: «Работать хочешь?» Конечно, хочу. Болезни сразу отступили, некогда болеть. Вот так и пришла в музей истории города.


Рано или поздно каждому из нас предстоит взгрустнуть от того, что быстро проходит время, и уже не видно знакомых лиц там, где мы привыкли их видеть. И как хорошо, что в каждом деле есть такие профессионалы-долгожители, у которых хватает жизненного интереса и сил оставаться «на посту» дольше других. Их мало, и никто их не заменит. 


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе