Путь-дорожка фронтовая для «Захаров» и «Виллисов»

Клубы любителей раритетных автомобилей устраивают парады для машин-фронтовиков

«Они тоже воевали» – твердо убеждены все владельцы раритетных автомобилей военных и довоенных лет выпуска. Поэтому должны участвовать в праздновании юбилея Победы. Наравне с ветеранами.

Действительно, роль грузовиков – «полуторок», «захаров», на которых перевозились грузы и люди, буксировали пушки, прищепы с боеприпасами и медикаментами – трудно переоценить. Нет роликов кинохроники без этих машин – и им наравне с пехотой или артиллерией приходилось делить все невзгоды военного лихолетья – безбрежную грязь, морозы, нехватку запчастей. Трудились в годы войны и легковые автомобили.


В Мышкине свой парад

В Мышкине коллекция автомобилей военных времен в Музее уникальной техники существует уже более 15 лет. А традиция военных автопарадов на 9 мая насчитывает более 10 лет.

– По традиции в нашем параде примут участие автомобили времен Великой Отечественной войны из коллекции музея – «Полуторка» (ГАЗ АА), «Захар» (ЗИС-5), ГАЗ-67 («Иван-виллис»), ГАЗ М1 («черный воронок») – и автоклуба любителей раритетных автомобилей «Экипаж». То есть частные автомобили из Мышкина, Углича, Ярославля и Рыбинска, – рассказал основатель коллекции Мышкинского музея Уникальной техники и клуба любителей раритетной техники «Экипаж» Николай Лушин. 

Несмотря на то, что мероприятие мало похоже на танково-ракетные торжества на Красной площади в столице, проходит оно красиво и торжественно. Все участники парада надевают военную форму времен второй мировой. А ветеранов, живущих в Мышкине, сажают в кузовы грузовиков или на пассажирские места легковых автомобилей. Все идет как положено – проезд-проход по улицам города, возложение цветов к Вечному огню, концерт для ветеранов и угощение солдатской кашей из полевой кухни.

– У нас не очень масштабное мероприятие, – признается Николай Владимирович, – нет множества военной техники и нет помпезности. Но мы стараемся оживить историю. Люди видят, как и при помощи какой техники завоевывалась Победа. При виде ветеранов на автомобилях военной поры у многих слезы наворачиваются на глаза.

Не все машины из коллекции музея и клуба «Экипаж» прошли фронтовые дороги. Вот разве что Willys MB, на корпусе которого навсегда остались следы от пуль, «Иван-виллис» и зенитная пушка. «Зенитку» мышкинскому собранию раритетов любезно презентовала подмосковная воинская часть. На стволе орудия под позднейшими наслоениями краски реставраторы обнаружили несколько нарисованных белым цветом звездочек – по количеству сбитых вражеских самолетов. Но хранители и создатели музея отдают дань уважения всем своим самодвижущимся экспонатам. В тылу ли, на заводах, на фронтовых дорогах – они трудились для Победы.

Вообще «раритетчики» свято верят, что в каждой воссозданной или чудом сбереженной машине осталась живая душа, которая помнит и время, и людей, которые машиной управляли, чинили.

Наутро стопочки пустые

Первую машину для своей коллекции – ЗИС-5 – Николай Лушин выпросил на Ярославском заводе холодильных машин. Ветеран-водитель, который полжизни на ней отъездил, Христом-богом просил спасти машину от переплавки. Уговорил таки Лушин директора. Когда ЗИС выезжал за ворота завода, старый водитель не удержался, заплакал.

История с «Виллисом» почти детективная. Нашел ее Николай в одной из мышкинских деревенек, тоже у ветерана. К тому уже нагрянули «любители» старины, пытались забрать машину. Когда Николай пришел за «Виллисом», она находилась в сарае, заботливо укрытая от чужих глаз соломой и одеялами.

– Удивительная машина, – говорит Николай. – Несмотря на то, что дед на ней пахал, возил молоко, – «Виллис» может до 600 килограммов перевозить: автомобиль был в хорошем состоянии.

А уж когда старый владелец достал ящики с фордовскими клеймами – машину списывали из военных складов, везунчикам удавалось разжиться еще и запчастями, – Николай Лушин понял, что значит держать в руках историю.

Когда машину завели, мотор слегка зачихал. Практически ослепший ветеран послушал-послушал и на слух определил, что неполадки в масляном фильтре, дед знал машину и на вид, и на звук, и на ощупь.

Хранители коллекции очень трепетно относятся к своим и музейным автомобилям. Ведь у каждого – своя история, многие из них приходилось буквально собирать по крупицам. Как единственную в Ярославской области «полуторку». На помойке нашли раму и часть кузова. Капот и крылья вытащили из реки и долго очищали от ржавчины. Двигатель достался способом, о котором предпочитают не говорить, – то ли раритетчики выменяли его на металлолом в пункте приема, то ли просто стащили с развалов, предназначенных к переплавке. От реставраторов техники требуется острый взгляд и абсолютное знание техники – чтобы в ржавой раскоряке на помойке безошибочно распознать деталь легенды автопрома. А уж потом детальку отмывают, чистят и приспосабливают к месту.

Конечно, можно собрать машину, водрузить на постамент и любоваться. Но Николай Лушин и его сподвижники восстанавливают технику, стараясь, чтобы она была не муляжом, не «сборной солянкой», а настоящим автомобилем, способным двигаться и работать.

Николай Владимирович в ночь перед парадом всегда поздравляет воссозданные своими руками автомобили. Тайком проходит на территорию музея и ставит на капоты старых авто стопочки с боевыми ста граммами. Как говорят музейные работники, наутро все стаканчики оказываются пустыми.

Увидеть раритетные машины и поучаствовать в празднике можно будет и в Ярославле. Ярославский клуб «Берегись автомобиля» будет проводить праздник для ветеранов, и не только на Волжской набережной у памятника Некрасова. Приедут друзья клуба из Костромы и Ярославля.

Любовь Родионова

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе