Остатки былого величия

Ярославское село с богатой 600-летней историей могло бы стать привлекательным местом для российских и иностранных туристов 

Если прекрасным летним днем, сев на речной транспорт, вы отплывете от Ярославля в сторону Костромы, то вскоре увидите старинное русское село Диево-Городище. Еще издали путешественника охватывает восторг от восходящих к небу колоколен двух сельских церквей – Троицкой и Смоленской – и от всего села, живописно разместившегося на левом берегу Волги при впадении в нее реки Шиголости. Из общей композиции выделяются часовня на торговой площади и ряд каменных дореволюционных домов, чинно выстроившихся вдоль набережной, утопающей в зелени деревьев.

 

Оказавшись в селе, вы проникнетесь особым романтизмом этого места, почувствуете царящий здесь купеческий дух. А торговая площадь покажется вам площадью маленького городка, в прошлом процветавшего, но ныне пришедшего в упадок. О былом величии напоминает множество построек: каменные двухэтажные дома богатых жителей, здания бывшего гостиного двора, трактира, школы, а также часовня, построенная в честь спасения императора Николая II. Сейчас многие дома опустели, некоторые разрушаются, не работают картофелетерочный завод и швейная фабрика, а старейший памятник села, Троицкая церковь, построенная в 1787 году, гибнет на глазах. Считавшаяся некогда лучшей среди сельских храмов, сейчас она представляет жалкое зрелище. 

История села Диева-Городища уходит своими корнями в глубь веков. Первыми обитателями этих мест были еще финно-угорские племена меря. Именно они дали название второй сельской реке – Шиголость. Место в устье Шиголости было удобно как в торговом, так и оборонительном отношении. Естественные водные преграды, высокий берег способствовали появлению здесь в начале I тыс. н. э. первого поселения-городища. 

Городище – в старину укрепленное огороженное деревянной стеной поселение, занимало в селе небольшую территорию площадью 50 х 80 м. Оно служило хорошим укрытием от врагов. Впоследствии на территории древнего городища был возведен каменный храм Св. Троицы. 

При распаде Ярославского княжества в XV веке село сделалось вотчиной ярославских князей Деевых. Отсюда и название Деево (в современном произношении Диево) городище. Первым князем Деевым был Иван Дмитриевич по прозвищу Дей, бывший правнуком известного ярославского князя Василия Давыдовича Грозные Очи и внуком князя Романа, основателя города Романова (ныне Тутаев). 

В XVI веке недалеко от села, на берегу безымянной речки, находилась боярская усадьба Федора Колычева, в иночестве Филиппа, ставшего впоследствии митрополитом Московским, посмертно признанного святым. Во времена опричнины он выступал с обличительными речами в церкви, за что был задушен свирепым опричником Малютой Скуратовым. 

По писцовым книгам 1626 и 1630 годов половина села Диева-Городища принадлежала стольнику князю Федору Юрьевичу Хворостину. Вторая половина села числилась за стольником Жданом Юрьевичем Колычевым (потомком святого митрополита Филиппа Колычева). Род ярославских князей Хворостиных вошел в историю Руси с именем Андрея Ивановича Хворостина, знаменитого воеводы, защищавшего Псков от войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Федор Юрьевич Хворостин, владевший половиной села после смерти своего дяди Ивана Андреевича, стал боярином в 1653 году и в 1655 году был погребен в Троице-Сергиевой лавре. 

О Ждане Юрьевиче Колычеве сохранилось предание, будто бы он построил в своей половине села деревянный храм в честь иконы Смоленской Божьей Матери, а сама икона есть дар его. Ее будто бы носили в рядах воинов, когда Ждан Колычев находился на военной службе. Местная храмовая икона Смоленской Божьей Матери и по сей день пользуется особым почитанием прихожан, ее называют чудотворной. 

В 1700 году вотчина князей Хворостиных, половина села Диева-Городища, была отдана в Троице-Сергиев монастырь, а господа Колычевы сохранили свое владение за собой. В 1766 году городищенское владение от Троице-Сергиевого монастыря отошло в казну и с сего времени стало называться государственным. 

Во второй половине XVIII века село играло немаловажную роль в экономической жизни Ярославского района. Здесь находилась полотняная фабрика, принадлежавшая с.-петербургскому купцу Грибанову, по воскресеньям проходили ярмарочные торги. В 1787 году в половине государственных крестьян был построен каменный храм Святой Троицы с приделами в трапезной Святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского на том самом месте, где с давних времен стояла деревянная церковь Святой Троицы с приделом Святого Николая Чудотворца. В верхней части храмовой колокольни помещались часы с четырьмя циферблатами по сторонам света. Троицкий храм по архитектуре и внешнему убранству считался лучшим среди сельских храмов. В нем были хорошая фресковая роспись, позолоченные иконостасы и ризы на окнах, серебро. 

С начала XIX века – время быстрого экономического и культурного развития села. Расположение Диева-Городища на волжском торговом пути близ Ярославля издавна способствовало развитию сельской торговли и разных ремесел. В XIX веке в селе процветает кожевенное ремесло, особенно изготовление кожаной обуви и рукавиц, а также производство валяной обуви. В первой половине XIX века село славится мастерами каменного, малярного, кровельного дела, производством небольших речных судов. Особый след в истории Ярославского края оставили о себе мастера-каменщики из села Диева-Городища. В 1826 году крепостные мастера под руководством И. Катышева переделали звонницу Введенского собора Толгского монастыря. К первой половине XIX в. относится ряд каменных построек и в самом селе. Наиболее примечательными из них являются здание бывшего гостиного двора (до наших дней не сохранилось)и здание бывшего земского училища. Оба здания имеют элементы, свойственные стилю строгого провинциального классицизма. Заслуживает интереса еще одна каменная двухэтажная постройка в центре торговой площади, сохранившая страховую печать на стене: «Санкт-Петербургская компания «Надежда». 1847 г.». 

Во второй половине XIX в. экономическое положение села Диева-Городища еще более улучшилось. По описи волостей Ярославской губернии за 1877 г. в селе имелось: 

2 церкви, 1 часовня, волостное правление, школа, 4 солодовенных завода, 8 ветряных мельниц, 2 кузницы, 32 торговые лавки с мучными, бакалейными, крестьянскими и другими товарами, 2 хлебных магазина, 3 трактира, 1 чайная лавочка, 4 питейных дома, 1 постоялый двор. Из 181 жилого дома 26 было каменных. 

Наивысший пик экономического подъема произошел в селе к началу XX века и продолжался до первой мировой войны. По сведениям 1914 г. население села составляло 1168 человек. В начале XX в. в селе появляются новые виды производства и торговли: государственная винная лавка, лесная биржа, 5 ветряных лесопилок, имеются уже 

4 кузницы вместо 2. В 1910 г. товарищество «Никиты Понизовкина сыновья» построило возле села Диева-Городища и ближней деревни Пески каменное здание картофелетерочного завода на месте старого деревянного, сгоревшего от пожара. 

Во второй половине XIX–начале XX вв. в селе велось интенсивное строительство каменных домов зажиточных крестьян. Здания, построенные в этот период, составляют основную застройку центра села. Из множества построек выделяются дома Ершовых, Тарасовых, а также второе здание земской школы, расположенное на торговой площади. 

К 1917 году село Диево-Городище представляло собой большое торгово-ремесленное поселение с двумя интересными церковными ансамблями, отмеченное во всех путеводителях как место весьма незаурядное. К сожалению, гражданская война и коллективизация подорвали естественный экономический уклад села, а многие преуспевающие крестьяне безвинно пострадали в годы сталинских репрессий. В эпоху застоя происходил отток сельского населения в город. Диево-Городище было обречено на медленное вымирание. 


Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе