Основы православной культуры – надо их преподавать или нет и если надо, то как?

За ответом на этот вопрос мы обратились к Александру Викторовичу Бородкину, кандидату исторических наук, проректору ярославского филиала ЯРГГУ.

– Сейчас многие поклонники общечеловеческих ценностей, с одной стороны, говорят о том, что все, что сделали большевики в религиозной сфере, – плохо, мерзко и отвратительно, а с другой – именно декрет 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви – это для демократов нечто святое…

– А вы, кстати, какого мнения на сей счет?

– Я сам хоть и атеист, но я за то, чтобы этот декрет официально отменить и объявить православие государственной религией России.

– А я человек православный, но у меня позиция более осторожная… Я, безусловно, за преподавание курса «Православие и русская культура», но… при этом отдаю себе отчет в том, что при включении предмета в учебный план возникает множество проблем, и надо очень основательно подумать, как мы будем их решать. В то же время по целому ряду вопросов до сих пор нет четкого представления о том, каким образом они будут решаться. Во-первых, это принцип добровольности для учеников. Не ясно, кто будет слушать курс, а кто нет. Во-вторых, в Российской Федерации есть регионы, в которых преобладают другие конфессии. Это регионы, в которых надо проводить очень осторожную политику, чтобы не вызвать ненужной напряженности, чтобы «отчетно-выборной» поспешностью не дискредитировать, безусловно, нужное и полезное начинание.

– Но как раз в мусульманс-ких-то регионах исламская культура в школах уже давно присутствует…

– Тем не менее у нас есть вопрос по представителям диаспор. Пойдут их дети на уроки православной культуры или не пойдут? Это вопрос, четкого ответа на который я до сих пор так и не получил. Следующий вопрос – что именно преподавать? В идеале надо было бы сделать такой курс, который был бы увязан с государственной идеей, с воспитанием в наших юных согражданах истинного патриотизма и готовностью к сознательной защите своей страны, ее истории и культуры, независимости. И здесь возникает следующий вопрос – кадры. Не во всех регионах есть теологические факультеты, в большинстве регионов преподаватели остались все те же самые «советской закалки». Это ставит вопрос о системе их переподготовки. Без этого возникает следующая проблема – справятся ли они с таким курсом, не подойдут ли к нему формально?

– Еще один вопрос – это учебники. Те, что уже есть (в том числе и изданный у нас в Ярославле) оставляют, скажем так, желать лучшего… Есть подозрение, что преподавание по ним будет так же подрывать интерес к религии, как в свое время преподавание литературы отбивало интерес к чтению…

– Соглашусь. Риск существует. Учебной литературы, во-первых, мало, во-вторых, она и в самом деле не самого высокого качества, и в-третьих, я не могу припомнить, чтобы к составлению учебников привлекались профессионалы из числа …

– Священнослужителей?

– Не только. Тут должны сказать свое слово еще и историки, филологи, культурологи. И – самое главное! – обладающие значительным опытом учителя школ, которые могли бы рассказать, как на практике донести гениальные идеи теоретиков до детей. Иначе говоря, для принятия окончательного решения нужно было бы, используя накопленный российский опыт, созвать «соборную» коллегию, в рамках которой все эти вопросы обсудить и попытаться сформулировать что-то более основательное.

– Можно ли считать, что результаты состоявших в Ярославле образовательных слушаний как-то приблизили дело к этому соборному идеалу?

– У меня остались довольно сложные впечатления от этих мероприятий. Выскажу свою сугубо частную точку зрения: я представлял их себе не как какое-то торжественное и «наградное» мероприятие. Это, конечно, тоже важно, но хотелось бы услышать и то, как профессионалы, занятые реализацией этих программ в различных регионах, делятся своим опытом, рассказывают о том, какие сложности возникают и как их можно преодолеть. Главное ведь в таких мероприятиях – это именно момент «работы над ошибками». А именно его, при всем уважении к проведенному форуму и его организаторам, как мне кажется, на слушаниях и недоставало…

Беседовал Андрей Михайлов

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе