«О музейных памятниках часто забывали»

Гендиректор Научно-реставрационного центра им. Грабаря рассказал «Газете.Ru» о прошедшем Первом съезде реставраторов.

В Москве завершился двухдневный 1-й международный съезд реставраторов В Москве завершился двухдневный 1-й международный съезд реставраторов

Фотография: Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»

Александр Лесовой, генеральный директор Научно-реставрационного центра им. Грабаря, рассказал «Газете.Ru» о Первом международном съезде реставраторов и проблемах в области восстановления культурных памятников, которые форум может помочь решить.

В Москве завершился Первый международный съезд реставраторов, на который прибыли более тысячи участников из 19 стран, ставший одним из главных событий в отрасли, которой прежде не доставалось от власти ни особого внимания, ни денег. Однако конъюнктура изменилась — судя по размаху съезда, Минкульт всерьез берется за повышение престижа этой профессии. Например, заместитель министра культуры Григорий Пирумов предложил проводить такие съезды дважды в год. О том, чему могут помочь подобные мероприятия, «Газете.Ru» рассказал Александр Лесовой — генеральный директор Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря, одной из ключевых отечественных институций в области реставрации.

— Что именно обсуждалось на съезде? Что вам показалось самым важным?

— Именно то, что обсуждалось, и было самым важным: на съезде затрагивались вопросы не только реставрации в целом и общем, но и конкретной, крайне важной на данный момент сферы — реставрации музейных фондов. На других форумах вопросы реставрации обычно обсуждаются преимущественно применительно к памятникам архитектуры. О музейном фонде страны, к сожалению, забывали, хотя это важная часть национальной культуры. Для сравнения могу привести такие цифры: в наших реестрах значатся около 45 тысяч памятников архитектуры, совокупный же музейный фонд насчитывает порядка 80 миллионов единиц хранения. Ну и второй существенный вопрос, который поднимался на съезде, — проблема кадров, подготовки новых реставраторов — и для архитектуры, и для произведений искусства. А самым бурным в обсуждении оказался вопрос об изменениях в законодательной и нормативно-правовой базе, касающейся нашего профессионального сообщества.

— А что не устраивает реставраторов в действующем законодательстве?

— Я приведу один только пример, касающийся 73-го ФЗ (федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — «Газета.Ru»). В него раза три, наверное, вносились изменения, но один вопрос — о движимых памятниках — так и остался в подвешенном состоянии. В тексте закона они упомянуты мимоходом, музейщикам и реставраторам трудно руководствоваться его положениями.

— Поясните, пожалуйста.

— Если памятник архитектуры, состоящий на госучете, включает в себя, скажем, старинную вазу, то считать ли и вазу памятником истории и культуры? По закону — да. А вот если та же ваза включена в состав здания, памятником не являющегося, то… ответ совсем не очевиден. Вокруг подобных сюжетов постоянно возникают проблемы.

— Законодатели вас услышат?

— Надеюсь, да. Мы неоднократно участвовали в парламентских чтениях и сейчас на съезде записали в резолюции призыв пересмотреть ряд положений в законах и нормативно-правовых актах. Рассчитываем, что после съезда Министерство культуры, прислушавшись к нам, выступит с соответствующей инициативой.

— На ваш взгляд, форумы такого рода несут практическую пользу или же остаются чисто формальными событиями для профессионального сообщества?

— Будет ли польза, покажет время. Пока что обнадеживает сам факт того, что нас готовы слушать и слышать. Если предложения, записанные нами в резолюции съезда, будут в том или ином виде реализованы, можно будет судить о его практическом эффекте.

— К съезду приурочена выставка, посвященная 95-летию возглавляемого вами Научно-реставрационного центра имени Грабаря. Что можно увидеть на ней?

— Мы показываем уникальные произведения искусства — около двухсот предметов из 60 музеев России. Всеми этими экспонатами в разное время занимались наши специалисты. Здесь есть темперная и масляная живопись, декоративно-прикладное искусство, каменная скульптура — словом, представлена работа всех научных подразделений нашего центра.

Велимир Мойст

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе