«Новая опера» раскололась на традиционалистов и новаторов

Под угрозой закрытия оказался мемориальный кабинет основателя театра Евгения Колобова Московская «Новая опера» переживает раскол. Часть труппы сплотилась вокруг главного хормейстера Натальи Попович и выступает за сохранение традиций основателя театра Евгения Колобова. Другая поддерживает нового директора Дмитрия Сибирцева, выступающего за решительное обновление.
Пока сторонники традиций терпят поражение. В частности, «Новая опера», скорее всего, лишится мемориального кабинета своего основателя, где находятся партитуры с пометками дирижера, авторские редакции опер, памятные фотографии, личные вещи, в том числе такой трогательный экспонат, как коллекция лягушек.  

Мемориальный кабинет не имеет юридического статуса музея. Поэтому члены семьи Евгения Колобова вывозят вещи, опасаясь, что новые обитатели переустроят кабинет по своему желанию. Об этом «Известиям» сообщила дочь дирижера Марфа Колобова-Тесля.

Г-жа Колобова-Тесля, трудившаяся в театре заведующей литературной частью, уволилась по собственному желанию и дорабатывает в театре последние дни. Еще ранее уволился зять Евгения Колобова — заместитель директора по общим вопросам Игорь Колобов-Тесля. И приказом директора театра Дмитрия Сибирцева была снята с двух должностей — председателя худколлегии и заместителя директора по творческим вопросам — вдова основателя театра, народная артистка России Наталья Попович. Правда, г-жа Попович осталась в штате главным хормейстером.

По словам источника «Известий» в «Новой опере», «почти вся труппа на стороне Натальи Попович, на стороне Дмитрия Сибирцева те, кому он пообещал новые должности».

— Люди недовольны, что пришел человек, который захотел разрушить традиции театра, сделать из него попсовый коллектив, фактически филиал «Теноров XXI века», — сказал собеседник «Известий».

Противовесом директору, по мнению артистов, должен быть художественный руководитель. Об этом по просьбе коллектива Наталья Попович информировала директора департамента культуры правительства Москвы Сергея Капкова, попросив его внести изменения в устав театра, где должность худрука не предусмотрена.

Сергей Капков рассказал «Известиям», что на данный момент у департамента культуры нет готового решения по обращению г-жи Попович. Временные рамки принятия решений  также неизвестны. Сейчас же о любых действиях, связанных с вмешательством департамента в дела коллектива, речь не идет.

— Чтобы поменять устав театра, нужно провести огромную финансовую и юридическую работу, — пояснил г-н Капков. — Изменение устава — это приостановка работы театра, замораживание банковского счета. Мы пока не можем на это пойти. У нас артисты получают зарплату, в театре идут постановки, планируются гастроли.

Главный юрист Союза театральных деятелей Николай Жуков подтвердил, что внесение изменений в устав бюджетного театра — «дело сложное».

— Первый документ — это решение о внесении изменений в устав, после этого делаются необходимые документы для органов исполнительной власти, уполномоченных регистрировать заведение. Готовится заявление, платится госпошлина, после чего документы подаются на государственную регистрацию. Производить это все достаточно проблематично. Однако для внесения изменений полная приостановка деятельности театра не обязательна, — заявил г-н Жуков.

Проблема художественного руководства в музыкальных театрах Москвы сейчас стоит остро. Волей случая ни в Большом, ни в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко нет должности худрука театра. В то время как театральная общественность во главе со старейшиной, режиссером Александром Белинским заявляет, что в театре необходим баланс административной и художественной составляющей, которые не могут быть представлены одним лицом.

«Новая опера» изначально была театром единовластным: должность директора и художественного руководителя занимал Евгений Колобов, чье имя теперь носит театр. В 2003 году, после кончины выдающегося дирижера, распоряжением правительства Москвы было принято решение упразднить совмещенную должность. Творческие вопросы перешли в ведомство художественной коллегии под руководством вдовы основателя Натальи Попович.

19 марта 2013 года директор Дмитрий Сибирцев распустил худколлегию, чтобы создать новую. Председателем стал главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг, место зампредседателя занял сам г-н Сибирцев.

Однако опасаются хранители традиций, г-н Латам-Кёниг в силу загруженности может посещать совещания худколлегии не чаще раза в месяц, в таких условиях зампредседателя получает сразу два голоса. А значит, директор, по уставу театра обязанный отвечать за финансово-хозяйственную деятельность, фактически получает полную власть и над художественной составляющей.

По мнению сторонников Натальи Попович, репутации театра может также сильно повредить вторжение на его территорию коммерческого проекта «Тенора XXI века». Г-н Сибирцев — основатель и участник концертного шоу — совмещает руководство театром с должностью музыкального руководителя этого арт-проекта, в котором раньше выступал в качестве генерального директора.

Однако сам г-н Сибирцев вторжение проекта на территорию театра отрицает.

— В театральных мероприятиях «Тенора XXI века» выступали один раз. Это был концерт Ольги Перетятько, где принимали участие певцы, не работающие в театре. И на этом концерте театр заработал около 1 млн рублей с продажи билетов: мы поделили зал пополам, театр получил половину выручки. В то время как обыкновенный аншлаг у нас составляет около 400 тыс. рублей. При этом театр не потерял ничего. «Тенорам», Перетятько, дирижеру платил продюсер. Я выполняю только музыкальное руководство проектом. У Табакова есть своя «Табакерка», это — моя. Все артисты иногда подрабатывают, в то время как основная работа — в театре, — заявил г-н Сибирцев.

Сам директор иногда тоже выступает в арт-проекте как вокалист и пианист. Правда, сейчас, как отмечает Дмитрий Сибирцев, это происходит редко, все чаще приходится «сидеть в театре».

Ближайший же заместитель г-на Сибирцева по развитию «Новой оперы» Александр Смертин также значится в проекте как исполнительный директор. Из девяти участников проекта «Тенора XXI века» трое — Александр Богданов, Александр Скварко и Георгий Фараджаев — входят в состав труппы театра «Новая опера».

Источник «Известий» в «Новой опере» отметил, что назначению Дмитрия Сибирцева на пост директора театра поспособствовала начальник управления по работе с творческими организациями департамента культуры Наталья Дрожникова. Супруг г-жи Дрожниковой — солист Большого театра Максим Пастер — является участником проекта Дмитрия Сибирцева «Тенора XXI века».
Фото: wikipedia.org/Andres
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе