культура: В чем, на Ваш взгляд, острее всего проявляется духовный кризис нашего общества?
Отец Максим: Ситуация достаточно сложная, и в первую очередь она связана с тем, что в российском обществе практически отсутствуют единые ценности. Кризис семьи, резкое изменение отношения людей к общественному труду, патриотизму крайне опасны не только для психического здоровья нации, но и для самого ее существования. Как священник не могу не признать и то, что религиозные ценности для абсолютного большинства наших соотечественников не являются сколько-нибудь значимыми. К сожалению, сегодня единственное, что реально объединяет россиян, — это победы нашей хоккейной сборной, да и то объединяют они лишь мужчин перед телевизором. Внутри России многих людей сплачивает нелюбовь к Москве и москвичам, людям другой национальности, иного социального происхождения. Понятно, что все это ведет только к еще большему раздроблению общества, росту социальной и психологической напряженности.
культура: Но почему это происходит именно с нашим народом, который веками славился своей духовностью и общинностью?
Отец Максим: Сегодня мы находимся на том этапе, когда остаточная нравственность, несколько десятилетий удерживающаяся и в безрелигиозном советском обществе, практически утрачена, а никаких новых нравственных основ привнесено не было. Пожалуй, единственными искорками надежды на то, что еще не все потеряно, стало поведение людей в дни таких общенациональных испытаний, как пожары 2010 года и недавнее наводнение в Крымске. Стало понятно, что многие россияне готовы совершенно бескорыстно помогать своим ближним, подобно тому, как те же японцы сплотились после трагедии на АЭС «Фукусима». И этим наши народы, слава Богу, отличаются от американцев. Ведь, как известно, в Новом Орлеане после урагана «Катрина» ситуацию с мародерством нельзя было удержать под контролем без вмешательства вооруженных сил и полиции.
культура: А существуют ли сегодня возможности возвращения нашего общества к тому духовному состоянию, которое мы почти утратили в последние десятилетия?
Отец Максим: Конечно, на мой взгляд, никаких других основ, кроме религиозных, тут быть не может, поскольку светская этика работает только в условиях благополучного общества. Хотя на вопрос, каким образом в XXI веке можно успешно распространить знания о религии, мне ответить сложно. С другой стороны, в эпоху равноапостольного царя Константина среди населения Римской империи христиан было не больше 10-15%. И тем не менее император решил в корне изменить жизнь государства и начать строить ее на основе христианских норм. Уверен, это получилось благодаря тому, что сами христиане смогли подать пример, как можно относиться друг к другу. Ну а поскольку душа человека, по классическому определению Тертуллиана, изначально является христианкой, она не может не тянуться к по-настоящему доброй жизни. И сегодня нашей главной задачей мне видится создание максимального количества таких островков нормальных человеческих отношений, православных приходов и семей, где человек человеку не был бы не только волком, но и бревном. Где люди являли бы всему миру тот уровень попечения и заботы о своих ближних, которого так не хватает нашему сегодняшнему обществу.
Михаил ТЮРЕНКОВ