Наша сила – в нашей силе

Ярославские учёные умеют не только проводить исследования, но и зарабатывают на их проведение
Предстоящей осенью общественная палата Ярославля готовится обсуждать вопрос о результатах проведённого в Ярославском педагогическом университете им. К. Д. Ушинского исследования «Духовно-нравственные и социально-культурные интересы и ожидания ярославской молодёжи». Неожиданный для управленческой сферы и для обычных жителей города поворот событий: результаты научной и учебной деятельности, которая идёт в вузе, имеют далеко не только образовательное или академическое значение, поэтому выносятся на публичное обсуждение.




Только вот до встречи в общественной палате нам предстоит другое: анализ нашего научного и образовательного опыта ждут на Московском форуме культуры, который состоится в начале июля и организован известным политиком, ныне ректором университета культуры и искусств Рамазаном Абдулатиповым. И это – следом за только что прошедшим в Ярославле культурологическим собранием, где не только крупнейшие российские учёные общались друг с другом и с нашими студентами-аспирантами, но впервые в таком масштабе и на таком техническом уровне, как это признали, например специалисты Ярославской мэрии, прошёл телемост Ярославль – Москва – Санкт-Петербург – Якутск. И так – в течение всего года (Петербург, Москва, конгрессы, экспертные советы). И так – в нарастающем темпе, уже немало лет.

Всем этим в нашем педагогическом университете занимается уже не только кафедра культурологии, но и открытый три с лишним года назад научно-образовательный центр «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности». НОЦ – относительно новое для России вообще, а уж для Ярославля, тем более для гуманитарной сферы, понятие. Именно об опыте сочетания фундаментальных и прикладных исследований, с одной стороны, и включения индивидуальных траекторий студентов в работу университета, с другой, хотят услышать в Киеве на международном научном форуме «Пространство гуманитарной коммуникации», что пройдёт осенью нынешнего года.

Однако НОЦ – структура хоть и достаточно мощная, но молодая, а культурологическая подготовка идёт в Ярославле более 20 лет. За эти годы были и победы наших выпускников в конкурсе «Учитель года», и защита диссертаций несколькими десятками наших собственных выпускников, причём некоторые из первых кандидатов наук уже стали докторами; были многочисленные премии (в том числе – губернаторские, в нашем регионе – и по науке, и по образованию, и по культуре, причём самая первая из них была получена автором этих строк за уникальную по тем временам телевизионную гуманитарную олимпиаду «СФИНКС», участники которой сегодня возглавляют подразделения вузов, СМИ, да и «просто» преподают). Были гранты – и студенческие, от Президента России, и аспирантские, и так сказать, взрослые, о которых в их финансовой составляющей будет ниже. Да что далеко ходить: недавно очередной грант для воплощения проекта в сфере культуры получила одна из ярославских школ искусств в лице директора (опытного педагога, выпускницы заочного отделения по нашей, культурологической специальности) и её молодая коллега, не только наша выпускница, но и уже состоявшийся кандидат культурологии.

Да, и не забудем о финансах. У нас любят многое списывать на бедность – и образования как такового, и тех, кто в этой сфере работает. Действительно, государство наше нещедро и даже просто неадекватно оплачивает труд тех, кто здесь делает погоду. Но то же государство уже немало лет идёт по пути многих других стран, причём не полагается на частные фонды, а само пытается определять грантовую политику. Сегодня мы зарабатываем на командировки и издание монографий и учебников, причём не на газетной бумаге; мы зарабатываем на зарплату молодых учёных, и эта их зарплата подчас в своём численном выражении догоняет или даже превышает их преподавательский оклад. Зарабатываем даже на оплату работы студентов: у нас их не один и не два, а их ежемесячная зарплата бывает равна официальной государ­ственной – нет, не студенческой, а аспирантской стипендии.

И ещё о финансах: нам не нравится слово «спонсор», лучше – «партнёр». У ярославских культурологов только за последние годы именно партнёрами со всеми вытекающими отсюда экономическими «по­следствиями» были администрация нашей области и мэрия Ярославля, строительный холдинг «Губернский город» и Фонд Анатолия Лисицына, Министерство образования и науки и Российский гуманитарный научный фонд.

Что будет со студентами и аспирантами нового набора – посмотрим, чем сможем, поможем, как и их предшественникам. Но тех, кто уже окончил учёбу в вузе или в нашей, единственной в регионе аспирантуре – вы, уважаемые читатели, знаете. Вы знаете уникальный фестиваль «Архитектура движения» и специалиста управления культуры Ярославской мэрии Ю. Кривцову; вы знаете славную многими удачными проектами ярослав­скую школу номер 36 и замдиректора этой школы Е. Синотину; вы знаете директора музея «Ростовский кремль» и уникального специалиста в сфере колокольного искусства Н. Каровскую, проректора театрального института И. Азееву, главного хранителя Ярославского художественного музея и куратора многих проектов общероссийского значения Т. Лебедеву. Наконец, вы знаете нас, тех, кто учит, – не говорю о себе, но как минимум знаете авторов «Северного края», профессоров В. Жельвиса и Е. Ермолина; знаете автора книг о православном иконостасе Т. Юрьеву; знаете Т. Ерохину – специалиста по русскому символизму и руководителя многих образовательных проектов, включая подготовку к всероссийским олимпиадам, где только в последний год ярославские дети одержали впечатляющие победы; знаете одного из руководителей диссертационного совета по культурологии и руководителя семинара в программе для школьников «Открытие» Н. Летину. Последние трое, кстати, – единственные в нашем регионы доктора культурологии.

Культурологическая школа, созданная нами к сегодняшнему дню, уже стала центром притяжения для архитекторов и музыковедов, филологов и историков, а не только соб­ственно культурологов. Сегодня в чести межнаучная интеграция, и это тоже – наша «территория»: бывает, что выпускники «другого очень хорошего вуза» приходят в аспирантуру к нам, ощущая потребность в интеллектуальном совершен­ствовании, на которое в alma mater не рассчитывают...

Итак, в общественной палате Ярославля мы встретимся осенью. Но сегодня, накануне приёма абитуриентов в вузы, эти самые вузы нервничают и иногда суетятся. Наша страна завершает выход из так называемой «демо­графической ямы», школу заканчивают куда меньше молодых людей, чем это было в прежние годы (идёт поколение, рождённое в начале «смутных» 1990-х). Профессионалы знают: возросшие числом, хотя не всегда умением университеты и академии борются за абитуриентов куда более страстно, чем сами абитуриенты за право приступить к получению высшего образования. Этим самым относительно немногочисленным абитуриентам, которым достаточно сдать в приёмные комиссии сведения о результатах ЕГЭ, обещают золотые горы, которые, впрочем, подчас являются миражами. Где и когда наступит прекрасное будущее, определить растерянной молодёжи и нервным от неопределённости родителям практически невозможно; в одних случаях молодёжь забрасывают формальными сведениями о программах, часах или технических условиях обучения; в других случаях, становясь едва ли не «продавцами воздуха», описывают заманчивые служебные перспективы в неизвестных учреждениях и местностях. Журавли «летают» в образовательном небе, агрессивно набрасываясь не только на синиц, едва пойманных молодёжью, но и на других журавлей, которые, спокойно свив свои гнёзда, растят там птенцов. И чем больше и громче в вузах говорят о своём положении, позволяющем стоять выше всяких представлений о конкуренции, тем в действительно­сти сознание «конкурентной» проблематики ощущается более остро.

Слабость вуза не только в отсутствии тех или иных кафедр или специальностей, но – в его желании «догнать и перегнать» собратьев в том, что теми уже достигнуто. Наш неофит может не уловить лукав­ство в рассказе о бедных и несчастных рыночных торговцах с вузовскими дипломами, может поверить в реальность миражей. И может не знать о социальной невостребованности ещё недавно столь модных юристов или экономистов, набор которых, по суждению, например россий­ского Президента, следует ограничить.

Сила же вуза – в его способности разработать, реализовать и последовательно поддерживать востребованные достижения. Именно о таких в области культурологии мы сегодня и говорим, имея в виду признанное в мире центральное положение культурологического знания в системе гуманитарных представлений современного человека.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе