Великое переселение
Музейное сообщество региона пребывает в тревоге: в соответствии с федеральным законом от 2010 года "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Ярославская митрополия написала заявление о возвращении ей культовых сооружений, занимаемых сегодня Ярославским и Переславским историко-архитектурными и художественными музеями-заповедниками.
Согласно этому закону, от написания заявления до переезда должно пройти не более шести лет... А поскольку почти все помещения этих музеев в прошлом - религиозного назначения, масштаб грядущих перемен представить нетрудно. В одном только Ярославском музее-заповеднике - около 350 тысяч экспонатов основного фонда, в Переславском - больше 90 тысяч. Переселение получится поистине великим. И, скорее всего, не единственным, поскольку в Ярославской области, чрезвычайно богатой на памятники, большинство музеев размещены в церквах, монастырях или резиденциях архиереев, в том числе и музей федерального значения - "Ростовский кремль".
- Для нас принятие этого закона и последующее обращение к нам представителей Ярославской митрополии - знаковое событие: необходимо перестраивать всю музейную жизнь, - говорит и.о. руководителя регионального департамента культуры Марина Васильева. - Это огромный пласт работы. Мы прекрасно понимаем, что будут обращения и по другим объектам.
Без претензий
Перестройка (пока на уровне переговоров, обсуждений, поисков вариантов переезда) уже началась для двух музеев, хотя в этом списке совсем недавно было три пункта. Третьим музеем, культовые объекты которого РПЦ попросила вернуть себе, был Ярославский художественный. В комплекс этого музея кроме губернаторского дома, где размещены основные экспозиции и проходят выставки, входят Ильинско-Тихоновская церковь, храм Николы Рубленый город, а также Митрополичьи палаты. Однако после совместного обсуждения вопроса представителями министерства культуры, регионального правительства, патриархии и Ярославской митрополии свое заявление о передаче названных объектов церковь отозвала.
- Мы совершенно нормально договариваемся по многим вопросам, и надо отметить, что Ярославская митрополия относится к этому процессу очень взвешенно и с полным пониманием ситуации, - говорит Марина Васильева. - Считаю, что мы позитивно решили вопрос по Художественному музею. Потому что в Ильинско-Тихоновской церкви у нас находятся фондохранилища, в церкви Николы Рубленый город - реставрационные мастерские, а Митрополичьи палаты можно отнести к культовым объектам лишь условно. Представители митрополии нас услышали и больше на эти объекты не претендуют.
Двум музеям-заповедникам, расположенным в бывших монастырях, повезло меньше. Хотя тот же Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском задолго до октябрьской революции был заброшен, пустовал, разрушался, и лишь размещение в нем в 1919 году музея-заповедника, по сути, подарило ему вторую жизнь. Но ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где в конце XVIII века Мусин-Пушкин нашел единственный список "Слова о полку Игореве", функционировал вплоть до октябрьского переворота, правда (с 1787 года) - уже в качестве резиденции архиерея.
По закону, власти должны предоставить музейщикам равноценные здания
- У нас нет претензий к церкви: закон дал ей возможность вернуть свою собственность, и она этим пользуется, - говорит заместитель директора по науке Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская. - Нас беспокоит судьба нашего музея, его будущее. Митрополия, согласно представленной ею концепции, предлагает создать на территории Спасо-Преображенского монастыря культурно-православный центр - оставить здесь профильные экспозиции, то есть "Сокровища", иконы, даже библиотеку, а непрофильные экспонаты - отдел природы, исторический и другие - вывезти. Мы рассматривали эту концепцию на ученом совете и решили, что нас она, конечно, не устраивает. Во-первых, потому что практики деления фондов на профильные и непрофильные в принципе не существует, а кроме того, закон не предусматривает полной передачи церкви музейных помещений и ценностей - мы отдаем их ей в постоянное бессрочное пользование, и отвечать за их сохранность будет все равно музей. Поэтому если уж выезжать, то мы заинтересованы в том, чтобы выехать полностью со всеми фондами.
Куда податься?
Весь вопрос - куда переселяться и на какие средства. Музейщики прикинули, в какую сумму обойдется переезд Ярославского музея-заповедника (упаковка экспонатов, транспортировка, охрана, страховка, реставрация и переоборудование помещений для создания необходимого микроклимата, строительство новых экспозиций, художественные решения), - получилось, со слов Светланы Блажевской, 8-10 миллиардов рублей. Сумма колоссальная и для регионального бюджета, конечно же, неподъемная.
Не меньшие проблемы возникают и с поиском адекватного места для выселяемых музеев. По закону, власти должны им предоставить равноценные здания - задача практически невыполнимая, поскольку, например, Ярославский музей-заповедник сегодня расположен в самом центре города, в зоне ЮНЕСКО, на пересечении туристических маршрутов.
- Губернатор дал задание выяснить, из каких зданий-памятников в центре города можно перевести государственные учреждения и разместить там музей, - рассказала о некоторых путях решения проблемы Марина Васильева. - Обсуждается также и вариант использования для музейных нужд большого здания бывших присутственных мест и Думы Ярославской области, где музей располагался до 1959 года. Но оно сейчас находится на реставрации, для окончания которой требуются огромные средства.
Между тем один год из предусмотренной законом "переселенческой" шестилетки уже прошел. По мнению музейщиков, в современных российских условиях уложиться в отведенные сроки просто нереально. Успокаивает одно: по словам Марины Васильевой, с митрополией по всем вопросам "идет конструктивная работа и нормальный диалог", представители духовенства понимают, что это большой труд, и не требуют скоропалительных решений.
Комментарий
Александр Сатомский, иерей, руководитель пресс-службы Ярославской митрополии:
- Если бы строителей храмов спросили, как эти культовые сооружения должны использоваться, думаю, ответ был бы очевиден. Храмы построены для того, чтобы в них проводились богослужения. Мы прекрасно понимаем, что процесс их передачи церкви очень непрост и затратен, поэтому Ярославская митрополия подходит к этому вопросу максимально деликатно. Что касается сохранности памятников, то мы давно имеем соответствующий опыт, и сохранность ранее переданных церкви храмов ничуть не хуже той, которую обеспечивают сотрудники музеев. Не стоит опасаться и того, что тот же Спасо-Преображенский монастырь после передачи его Ярославской митрополии окажется закрыт для посещения. Да, там будет функционировать архиерейское подворье, в храмах будут проводиться ежедневные богослужения, но территория монастыря останется доступной для всех - как для молящихся, так и для туристов. Мы настаиваем только на том, чтобы из монастырских зданий были выведены непрофильные экспозиции, не имеющие отношения к духовной жизни. Например, природный отдел.
Российская газета