Мир в упаковке

Один мой хороший знакомый написал в своем блоге (правда, под замком, не для всеобщего обозрения) приблизительно следующее: «Страшны не те ужасы, которые ты творишь. И не те ужасы, что творят с тобой. Страшно то, что потом об этом напишет какой-нибудь бездарный журналист в нашей желтой прессе». 

А меня напугала именно эта реплика. Потому что это слова человека умного и талантливого. Без дураков – это же не только моя оценка. И вот этот умный и талантливый человек заявляет, что для него форма намного важнее содержания. Реальность второго порядка важнее, чем реальность первого.

Иллюстрация: http://vasya-lozhkin.ru

Может быть, человек это сказал ради красного словца. Сегодня это сказал, завтра – прямо противоположное. Разное настроение, разные выражения. И об этом можно было бы не думать, если бы он еще раз в сжатом виде не отразил всю суть и содержание нынешней культуры и – возьмем шире – цивилизации.

Это и есть суть постмодернизма в сжатом виде. Та суть, над которой наши веселые и находчивые издевались еще в девяностых годах прошлого века. Позволю себе процитировать довольно объемный отрывок:

«Они жили долго и счастливо и умерли в один день, когда открывали посылку, думая, что она от бабушки, а она на самом деле оказалась от федералов… Про них сложили много легенд, но все они не очень интересные. Почему так получилось? Вот вроде и жизнь такая любопытная у них была , и поубивали сколько, да и их самих как хитро подзорвали… Но нет, не легенды теперь про них ходят, а прямо скука смертная. Протокол прям получился. «Близ Норильска в ночь на среду зарубили четверых, а потом, поев обеду, зарубили шестерых». Ну, что это за легенда? Кого убили, как убили -- ничего не понятно. Вот и надейся после этого на народ. Все-таки лучше такой материал профессиональным писателям доверять. А получается, что зря только убивали. Никакой пищи для народного эпоса.»

Собственно, найдите отличия в позициях. Как же так? Я такое чудовищное преступление совершил, а об этом, простите, не Фолкнер пишет, а какой-то недоучка у себя в блоге. Как же это? Я столько страдал, и настрадал только на маленькую газетную заметку. Ощущение, что человек живет лишь для того, чтобы прочирикать об этом что-то в социальных сетях. Как пел Игорь Растеряев – и не пишет о них интернет, их совсем вроде как бы и нет. Тоже расхожий штамп: если о событии ничего не сказала пресса, то оно «вроде как бы и не произошло». Зато, если пресса солгала и написала о том, чего не было, это становится достоверным фактом общественного бытия.

Так мы сами создаем и натягиваем на себя матрицу. И никакая война с роботами нам для этого не нужна. Обилие популярных порталов с фейк-новостями (onion news, fognews) только подчеркивает новую страсть человечества к виртуальности. Какая разница, существуют на деле вампиры или нет? Есть люди с песьими головами или это фантазия? Граница между правдой вымыслом стерлась.

У этого процесса есть интересные следствия, которые кратко можно описать известной народной мудростью: «не пойман - не вор». И это не о презумпции невиновности. Это о совести и об отношении человека с самим собой. О том, что мы говорим сами себе, когда остаемся наедине. Если раньше человек, который совершил подлость, хотя бы в глубине души всегда понимал, какова цена его поступка, то сегодня наступили иные времена. У людей не осталось абсолютных критериев. Единственный божок – мнение окружающих. «Ах, Боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» Можно подумать, что натура человеческая мало изменилась с тех времен, когда были написаны эти строки. На деле же это не так. Раньше общественное мнение следило над соответствием некоему надмирному эталону. Сегодня общественное мнение претендует на то, чтобы самому стать таким эталоном. Иными словами, общественное мнение теперь любой ваш самый паскудный поступок способно превратить в поступок праведный. Тут уже важнее не скрываться (лишь бы не узнали), а правильно подавать (пусть узнают и скажут, что это хорошо).

Наверное, это и подразумевал Федор Михайлович, когда говорил, «если Бога нет, то все дозволено». Нынешние его с этой фразой так высмеивают: вот, мол, живет себе атеист, не грабит и не убивает, а почему? Ему же все вроде дозволено. Ответ прост: не грабит и не убивает, потому что так принято, и есть тюрьма. Будет принято грабить и убивать, начнет грабить и убивать. И немецкие обыватели 30-х – 40-х нам отлично продемонстрировали, как это происходит. Ну разве оценка их поступков в мире постмодерна окончательна? О, нет. Этого мы знать не можем. Уже сегодня для многих Сталин хуже Гитлера, а завтра хуже Гитлера может оказаться и Черчилль, и Рузвельт, да мало ли еще кто. Шутки о стране с непредсказуемым прошлым давно уже не шутки. И границами одной страны дело не обойдется.

Говорят, в Тихом океане сформировался огромный материк. Из мусора. Это пластиковые бутылки и пакеты. Упаковка. По размерам превосходит штат Техас, и продолжает расти угрожающими темпами. Это правда? Или очередная страшилка? А современному человеку нет разницы. Правда и ложь не пугают его одинаково, правда и ложь одинаково не заставят его действовать. Зато он напишет об этом в социальных сетях.

Культура упаковки – это культура мусора, трэша. И мы погружаемся туда все глубже и глубже. Что печально – даже самые лучшие из нас.

Блог Ольги Туханиной

Трибуна Общественной Палаты - ТОП

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе