«Майя Плисецкая - это человек планетарного масштаба»

Марина Кондратьева, Елена Андриенко, Юрий Бурлака - об уходе великой русской балерины
Выдающаяся балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа в возрасте 89 лет. 
фото: Антон Луканин/ИТАР-ТАСС

Президент России Владимир Путин выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины.

"Известия" попросили коллег Плисецкой сказать несколько слов о жизни танцовщицы, вошедшей в историю балета феноменальным творческим долголетием.

Народная артистка СССР, педагог-репетитор Большого театра Марина Кондратьева:

Невероятно, что она ушла и что ее больше с нами нет. Никто никогда даже не задумывался, сколько ей лет, как она себя чувствует - она всегда великолпено выглядела и до конца чувствовала себя молодой женщиной.

Майя Михайловна - это не только гениальная балерина, она была еще и прекрасным человеком. Она продолжала посвящать себя искусству и после того, как кончила танцевать, занималась общественной деятельностью. 

Конечно, она незабываема и всегда будет жить в памяти людей, как балерина. Это была эпоха в Совестком Союзе. Без Майи Михайловны невозможно представить себе советский балет. Ее талант был невероятно многогранен. Очень мало кто из балерин может одинаково великолепно станцевать, например, "Ромео и Джульетту" и "Лауренсию". Но она везде была лучшей.

Когда я еще училась в школе при Большом театре, нас иногда задействовали в спектаклях. Помню, когда выступала Плисецкая "Дон Кихоте", мы высыпали за кулисы и смотрели, ждали ее выход. Мы были в восторге! Это запомнилось на всю жизнь. Сложно представить, что кто-то сможет исполнить партию Китри в этом спектакле лучше нее. И вообще всё, что она танцевала, было гениально.

Майя Михаловна обладала невероятным темпераментом, энергетикой, которые захватывали зрителей. Она их буквально завораживала: после ее выхода на сцене невозможно было замечать кого-то еще. Она сразу заставляла следить за ней, переживать вместе с ней. За каждым ее движением смотрели, не отрывая глаз.

В жизни всякое случалось. Мне кажется, не всегда к Майе Михайловне относились так, как она этого заслуживала. Но ее искусство и ее талант это превознемогли. Она всегда была первой и так и останется у всех в памяти, как великая балерина.

Елена Андриенко, ведущая солистка Большого театра:

Я хочу выразить соболезнования родным и близким, Родиону Константиновичу Щедрину и всем балетным людям. Искусство потеряло великую танцовщицу, что можно к этому прибавить? Плеяда великих балерин - Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева - уходит. Эти люди всегда были для нас примером.

С Майей Михайловной мы виделись давно, точно вспомнить дату не могу, события перемешались в голове после такой ужасной новости. Но я помню, что она постоянно приезжала в Большой театр на премьеры, интересовалась его жизнью, а в последний приезд зашла в класс и смотрела, как занимаются артисты. Я воспринимаю Майю Михайловну как человека, который всегда был в балетном строю - она все время танцевала и занималась, и у всех было ощущение, что она будет жить еще долго. Такие люди не уходят на пенсию, а постоянно работают, в любом возрасте отдают профессии и искусству все свои силы. Плисецкая всегда находилась в форме.

Что уж говорить про ее потрясающие руки, которыми она танцевала - повторить это вряд ли возможно. Помню, что мы смотрели на нее всегда с изумлением. Майя Плисецкая - это человек планетарного масштаба, талант ее переоценить невозможно.

Заслуженный артист России, солист балета, педагог и хореограф Юрий Бурлака:

Майя Плисецкая - великая труженица и великая балерина, заявившая о себе с момента первого появления на сцене. Она прожила огромную жизнь, которую даруют не каждому, а только таким униклаьным личностям, как Майя Михайловна. 

Искусство балета очень быстротечно. Когда смотришь старые кадры и записи с участием танцовщиков прошлых поколений, часто они могут показаться не актуальными. Но записи выступлений Майи Михайловны, которые сохранились с момента ее дебюта на сцене Большого театра и до последних выходов на сцену, актуальны до сих пор и, думаю, никогда не покажутся устаревшими. Это и Китри в "Дон Кихоте", и "Умирающий лебедь", и Лауренсия, и те уникальные, на нее поставленные балеты и номера, которые создали великие и русские, и зарубежные балетмейстеры. Я думаю, что это те неповторимые моменты, которые невозможно воспроизвести так, как это делала она.
Автор
Ольга Завьялова, Олег Кармунин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе