В прошлом году надежду на почти уже нечаемую встречу с узкоколейным переславским чудом дал один из проектов конкурса благотворительного Фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проект назывался «Сельский автобус» и был представлен единственным в России музеем узкоколеек, созданным в 1991 году в десятке километров от Переславля в здании локомотивного депо и станции Талицы. Проект предусматривал наладить сообщение с уникальным музеем путем благоустройства новой автомобильной дороги, по которой довозит до музея по проселочному шоссе специально реконструированный для этих целей ретроавтобус довоенного времени. В минувшие выходные поддержанный Фондом Потанина проект с новой дорогой и сельским автобусом заработал для публики.
По правилам дорожного обустройства середины прошлого века на новой дороге установлены дорожные знаки и указатели. На остановке стоит сторожка с печкой и пышущим самоваром внутри. В сторожке и салоне автобуса плакаты и таблицы 40-х годов «Бездорожье -- враг народного хозяйства» и «Как ухаживать за дорогой». Садишься в ретроавтобус, едешь по дороге в гости к целому парку «машинок времени». В железнодорожном музее Переславля собраны уникальные образцы не только железнодорожной техники для узких дорог конца XIX -- середины XX века, но и автомобили: «Форды», «ЗиСы», «Эмки»...
И автомобили, и отдыхающие в депо паровозы, мотовозы, дрезины, вагоны для узких дорог -- шедевры материальной культуры и дизайна прошлого века. Сам образ советского железнодорожного транспорта соотносится с поэтикой конструктивизма и ар-деко. И не случайно, что история Переславской узкоколейки началась с конца 1920-х годов, когда местным прядильной и кинофабрике для топлива стал нужен торф. Торф добывался в обширных болотах Берендеева царства по берегам речки Вексы, недалеко от Плещеева озера. С 30-х возили торф по специально выстроенной узкой трассе с помощью паровоза «кукушка». Словно подтверждая фольклорный сюжет о том, что с добычей земных недр ассоциируется техника миниатюрная, из сказок про гномов, маленькая железная дорога верой и правдой обслуживала торфяные разработки вплоть до конца 1990-х. Потом из-за экономической нецелесообразности (от торфа предприятия отказались, перейдя на мазутное топливо) движение (в том числе и пассажирское) на узкой колее прекратилось, а рельсовые дороги разобрали местные жители.Существующий с 1991 года (сперва с помощью частного предприятия «Декор») Переславский железнодорожный музей -- единственный хранитель подвижного состава и крохотной действующей линии узкоколейного движения. Приглашенным на праздник по случаю пуска ретроавтобуса гостям удалось прокатиться по ней: от локомотивного депо к дремучим таинственным торфяникам Блудова болота, что когда-то снабжало торфом фабрику кинопленки, неспешно едет тепловоз-ветеран ТУ4 с единственным малышкой-вагоном. Самым смелым гостям за очень умеренную плату можно отправиться в мглистую берендеевскую даль на дрезине, что дается двум посетителям напрокат.
Кстати, киношная тема для Переславского музея сегодня очень актуальна. Ведь, по словам директора Сергея Дорожкова, организация и поддержание коллекции -- в прямом смысле дело рук и субсидий нескольких энтузиастов. Ни одна госструктура России помощь не оказывает. А музей должен жить. Поступающую технику (как, например, пассажирский вагон II класса 1898 года или переделанный в железнодорожный транспорт, едущий по рельсам, автомобиль «ЗиМ») тоже необходимо реставрировать и содержать в порядке. Сдача техники в аренду киногруппам -- один из вариантов выживания. Конечно же, главная надежда на поддержку друзей-посетителей, для которых теперь в почти сказочное царство «машинок времени» сделано специальное ретрошоссе. А как к нему проехать от Переславля-Залесского, можно узнать на сайте www.kukushka.ru.
"Время новостей"