Городок поражает необыкновенной чистотой, крепко стоящими
заборами и избами. Улицы лучами расходятся от Богоявленского собора, и потому он
виден с любой точки. Собор, как нам сказали, реставрируется с финансовой помощью
любимского уроженца, а ныне преуспевающего москвича Владимира Попова. Тут же,
в центре, народный театр, основанный в 1909 году, часовня в честь Александра
Освободителя – от крепостного права. Неподалеку краеведческий музей. Молодой
директор Виктор Гурин (на снимке) начинает экскурсию со старинных плотницких
и столярных инструментов. Что любопытно, они, как и многие другие экспонаты – на
стендах, обрамленных в узорчатые наличники. В скольких музеях ни бывала, ни разу
подобного не видела! Между прочим, жители Обнорского края первыми на территории
будущей Ярославской области начали обработку металла.
А вот и макет Любима – крепости, огороженной остроколом, в месте
слияния Учи и Обноры. Оплот христианства на северовостоке Руси… Кстати, сюда
наведывалась Глинская, посещала святого старцазатворника Корнилия. И вымолила
сына – будущего грозного царя… Потом, говорят, Иван очень любил охотиться здесь
с гончими. Оттого и город – Любим. Крепость во время польской интервенции сжег
атаман Заруцкий. Руины, к сожалению, стали уделом и другой крупной
достопримечательности Любима – замка барона фон Зистермана в Буженинове. Он
приходился дальним родственником, потомком немецкого рыцаря, гроссмейстера
Фюрстенберга, плененного в 1575 году во время войны, которую вел с Ливонским
орденом Иван Грозный. Замок когдато представлял собой сооружение необычной для
этих мест архитектуры с остроконечными башнями.
Гурин вспоминает поговорку: из русских самые предприимчивые
– это ярославцы, а из ярославцев – жители Любима. Воистину. В доказательство
– огромные часы, изготовленные в кузнице местного мастера Любимова (!) в 1895
году. Действие их основывается на сложной системе цепных передач, завод – на
гирях. Тут же косуля – усовершенствованная, местная, соха, которая поднимает
даже дернину. А вот картузкоренуха – из тонких и длинных елочных корешков. И из
них же сплетенные короба. Музейщики както тряхнули стариной: попробовали налить
воду в такой короб, которому уже двести лет. Оказалось: воду не пропускает.
Славился здешний край сырами: девять сыроварен приносили ежегодный доход свыше
пятидесяти тысяч царских рублей. Зарабатывали и лесом – как, к примеру,
промышленник Войлочников. Построенный им большой и красивый дом до сих пор
стоит на перекрестке улиц Советской и Трефолева, тоже уроженца Любима. Сейчас
там архив, загс, магазин.
В музее прекрасная картинная галерея с полотнами в разных жанрах
и разных направлений. Авторы – известные в области. Это Метасов, Милков,
Литвинов, Курдюков… Владимир Курдюков – москвич. Купил дачу в Сельце, приезжает
в Любим с друзьями и сыном Никитой, тоже художником. Дружба с ними нетнет да
и выручает музейщиков. Ведь многое здесь – на энтузиазме. Например, художники
Метасов и Овчинников – оба Владимиры – помогли создать в одном из залов диораму
животного мира. А раньше все звери и птицы – орлы и орланы, тетерева и рябчики,
лисы и зайцы с волками – «обитали» дружной семьей в одном углу. Городскому
бюджету эта диорама не стоила ни копейки. Не зарастает тропа в музей и для
дарителей. Совсем недавно директор музыкальной школы Любовь Калинина передала
старинный, инкрустированный серебром и медью, рояль австрийского мастера
Фридриха Йоханссона, который хранился у нее дома