На форуме только и говорят, что об акционировании киностудий страны.
В кулуарах IV Международного культурного форума чувствуешь себя героиней фильма «Анжелика и король»: в каждом закоулке, как в Лувре времен одного из Людовиков, поджидает опасность или интрига.
фото: Наталия Губернаторова
Попадаются журналисты, подслушивающие приватные беседы кинематографистов и выкладывающие их в Сети. На глазах у обозревателя «МК» такой инцидент произошел. Записывающее устройство было быстро обезврежено.
Накануне открытия форума в Сети обнародовали документы, свидетельствующие о том, что приватизация российских киностудий, в частности «Ленфильма» и «Лендока», не за горами. Поразительно то, что Федор Бондарчук, будучи председателем совета директоров «Ленфильма», впервые узнал о грядущих переменах из Интернета. Когда ему задали соответствующий вопрос, он побледнел: «Я только вчера, как и вы, узнал об акционировании «Ленфильма» из Интернета, увидел все документы. Мы ничего об этом не знаем. Никто с нами эту тему не обсуждал. Все помнят знаменитое письмо Германа и Сокурова президенту, который и приостановил возможное перепрофилирование «Ленфильма». А такая опасность была еще несколько лет назад: студия находится в центре города, стоимость земли там высока».
— То есть Росимущество действует за вашей спиной? — интересуются журналисты.
— Получается, так.
Так мы и вошли из Года литературы в Год кино, который наступит уже в январе. В кулуарах все обо всем прекрасно осведомлены. Известные кинематографисты и чиновники, с которыми ты знаком по двадцать лет, рассказывают, но просят на них не ссылаться. Итак, новость — все студии будут акционированы в 2017 году, а «Мосфильм» в 2021-м. А нам с трибуны форума продолжают рассказывать, что в мае состоится открытие обновленных цехов «Ленфильма». Глава департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов еще раз подтвердил, что региональные студии — банкроты: они не нужны в своих городах, а у государства нет денег на содержание. Есть проблемы со Свердловской киностудией.
— Поймите, что денег у государства нет и не будет, — сказал Вячеслав Тельнов. — И надо понимать, что студии принадлежат Росимуществу, а не Министерству культуры. «Лендок» выживает с трудом. Помогаем. А найдутся инвесторы…
На вопрос о возможности перепрофилирования киностудий он ответил: «Это маловероятно». «Приоритетным направлением будет дебютное кино. Мы преступно мало снимаем дебютов» — вот слова главы кинодепартамента.
Так чего же нам ждать от Года кино? Что особенного он может дать целой отрасли? Ситуацию точно охарактеризовал продюсер Сергей Сельянов:
— Мы не можем придавать всему этому большого значения. Власть посылает сигнал: да, мы помним, что есть литература и есть кино. Если Музей кино решили воссоздать в связи с Годом кино, тогда я — за Год кино. А если по той причине, что общественность десять лет этого требовала, и понимание этой проблемы теперь возникло у руководителей министерства, то в любом случае это хорошо.
Гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин поделился идеей создания тематического парка. Пока идет выбор удобной площадки, где и начнется строительство декораций для натурных съемок, а заодно и зрелища для туристов. Сразу несколько китайских компаний заинтересовались проектом.
Важно: на форуме был озвучен список отечественных фильмов, которые рекомендованы с 20-летним опозданием к включению в программу ЮНЕСКО «Память мира». Почему это было не сделано в 1995 году, когда 49 стран назвали свои достижения в области кино, теперь сказать никто не может. К примеру, Украина тогда представила картины Довженко, Вертова и Муратовой. И они вошли в список ЮНЕСКО. У нас, видимо, были дела поважнее. И теперь Россия ходатайствует за 15 картин, отобранных историками кино и кинематографистами. Причем ради этого пригласили голландского режиссера Йоса Стеллинга, который не устает повторять, что стал режиссером во многом благодаря советскому и русскому кино. Он и обратился к представителям ЮНЕСКО с прошением. В нашем списке — «Броненосец «Потемкин» и «Иван Грозный» Эйзенштейна, «Окраина» Барнета, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Андрей Рублев» и «Зеркало» Тарковского, «Застава Ильича» Хуциева, «Мой друг Иван Лапшин» и «Двадцать лет без войны» Германа-старшего, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Жил певчий дрозд» Иоселиани, «Начало» Панфилова, «Астенический синдром» Муратовой, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова.
■ ■ ■
А между тем на цирковой секции директор обновленной арены на Фонтанке Слава Полунин заявляет: «В доме клоунады неуютно». В здании генштаба Эрмитажа здесь собрались десятки клоунов и артистов цирка со всего света, чтобы дать старт работе своей секции. В предыдущие годы сфера цирка на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге затрагивала и режиссуру, и продюсерство, инновации и новые концепции, но только не клоунаду и цирковые жанры в целом.
— Наконец-то мы добрались до клоунады в рамках этого форума. Такая компания хорошая собралась, обниматься со всеми хочется. Вот даже в траурную одежду нарядился, чтобы серьезнее быть. Но кроме шуток, обсудить действительно есть что — с уходом из цирка Никулина, Попова, Енгибарова стало не смешно. Новое поколение не подхватило их традицию. Клоуны разбежались кто на улицу, кто в театр. На форуме нам срочно нужно понять, почему артисты бегут с корабля и как спасать наш жанр, которым мы всегда славились.
У Полунина, конечно, душа болит за цирковой юмор, и он попытается найти вместе с коллегами по цеху новые решения, номера, путь спасения клоунады в России. А вот гендиректор Росгосцирка Вадим Гаглоев считает, что пора спасать иллюзию, некоторые акробатические жанры, дрессуру.
— Однажды в Испании меня спросили, как я отношусь к аттракционам с животными? А я ответил: как вы относитесь к тому, что у вас запретили корриду? Мы забываем свои корни и традиции. Испания стала похожа на Португалию, Португалия на Францию, она — на Германию, и все мы станем одинаковыми. Животные всегда были в цирке. Так почему бы добрым слонам не выступать на манеже? Для меня цирк — это храм. Он даже внешне схож. Так что я буду провоцировать вас искать решение, чтобы сохранить это святилище в первозданном виде, найти решения, как остаться самобытными, не дать цирку погибнуть.
Еще цирковые поднимают важные вопросы о цирке как методе терапии для больных людей, раскроются династийные тайны, тонкости циркового бизнеса. Но обычному зрителю, который не слышит громких речей на заседаниях форума, важно, чтобы в результате нашлось решение. Чтобы стало смешно в зале, если грустно. Чтобы артисты не бежали в заграничные шоу и в обновленном Цирке на Фонтанке (да и во всех остальных) шли самобытные, красочные представления. Без провалов, долгих ремонтов и несмешных коверных.
■ ■ ■
А в это время. Олег Попов, который почти четверть века не приезжал в Россию и не выступал на родине, откроет обновленный Цирк на Фонтанке знаменитыми репризами «Лучик», «Клоун» и «Птица в клетке». Олег Попов не гость этого торжественного события, а полноправный хозяин. Новая творческая жизнь цирка начнется именно с этого легендарного артиста — он откроет шоу «Бал у Чинизелли». Солнечный клоун немного волнуется и не скрывает этого: боится, как бы сердце не разорвалось от впечатлений по приезде на родину.
— Очень тепло и чувствительно встречает меня Россия. Особенно когда я был в Сочи (Попов принимал участие в цирковой премии «MASTER» в июне этого года). Тогда две тысячи человек встали и аплодировали. А я ведь до этого думал: «Надо бросать. Хватит уже работать. Надоел». Оказывается, нет. Но останусь ли я в России?.. Не знаю, сколько жить еще. Бегаю туда-сюда, и жизнь прошла.
Шутит Попов при каждом удобном случае. Вспоминает, что в Петербурге последний раз был при Петре I, а на вопрос о том, удобно ли выступать в новом, отремонтированном цирке, Олег Попов удивляется:
— Слушайте, а кому мешает чистая майка? Я выступал тут лет шестьдесят назад, когда режиссером еще Венецианов был. Для меня петербургский манеж был конкурентом московского. Да и народ тут более интеллигентный. Поэтому эта арена навсегда останется любимой.
На сегодняшнем открытии Цирка Чинизелли Солнечный клоун представит всего три репризы. А с февраля Счастливый Ганс (так зовут Попова в Германии) будет регулярно выступать в программе «Пусть всегда будет солнце» с восемью миниатюрами.