Космос, время, движение

Жизнь и творчество Наума Габо
Наука и искусство — два контрастных по своей сути способа познания действительности. Искусство — постижение мира с помощью мысленных образов, рождающихся в воображении. Наука же — выработка и систематизация объективных знаний, которые не могут быть опровергнуты мнением. 

Но двадцатый век — время новых форм искусства, революционных научных открытий — дарит миру такого человека как Наум Габо, в творчестве которого наука и искусство переплелись неразрывными нитями.


О постижении основ

1890 год. Брянск. В еврейской семье на свет появляется Наум Борисович Певзнер. Зов предков, тысячелетия назад строивших пирамиды и высекавших скульптуры фараонов, помогает Певзнеру осознать свое жизненное предназначение.

Первая попытка будущего скульптура проявить свой талант - лепка медали с профильным изображением отца. Следуя примеру работников, лепивших кирпичи из глины, пятилетний Наум направляется на поиски сырья. Не найдя возле дома глины, он использует кирпичную крошку, размягченную в воде. Несколько часов напряженного труда, и первая "скульптура" вылеплена. Но, к великому разочарованию ребенка, медалька с профилем отца рассыхается и превращается в нечто далеко не похожее на замысел маленького творца.

Однако Наум не сдается. Следующая его цель - превратить придорожный валун в некую структуру, наделенную образом. Однако молоток и гвоздь, найденные в кузнице, не помогают Науму даже высечь надпись на камне. Весь валун только покрывается неглубокими царапинами.

Воспоминания о первых попытках, завершившихся провалом, ничуть не умеряют уже в юном Певзнере творческий пыл, а возможно, наоборот, возбуждают в нем пламенное желание пытать свои силы снова и снова, пока глыба не превратится в произведение искусства.

Перед молодым Наумом Певзнером, с 1915 года известным под псевдонимом "Габо", стоит нетривиальная задача - синтезировать научные знания с искусством. И он прекрасно справляется со своей миссией. Учение Хеккеля и Томпсона, Рентгена и Байера определяют направление творческой мысли Габо. Теория Эйнштейна становится фундаментом его творчества. Он один из основателей абстрактного и кинетического искусства, пионер конструктивизма. Он создает нечто не похожее на определенные фигуры: некие прозрачные или полупрозрачные формы, объемные композиции, объекты с отверстиями, нишами и разрывами.

Его произведения не привычные статуи, высеченные из мрамора, а скорее мыслеобразы, рожденные игрой воображения и воплощенные в действительности с помощью разнородных материалов. Проволока, металлические пружины, целлюлоза, дерево, пластик, сталь, зеркала, нейлоновая нить, плексиглас, картон, гранит... Трудно найти вещь, не ставшую средством воплощения его творческого замысла.


Когда технический процесс – превыше всего

Габо - одаренный скульптор и архитектор, способный художник и поэт. Человек искусства, так и не получивший художественного образования. Он вырос в среде, где высшую ценность имеет технический прогресс. Члены его семьи - инженеры. Владельцы металлургического завода, выпускающего антифрикционный сплав баббит. (В то время им снабжались железные дороги по всей России). Сам Наум по семейной традиции получает специальность инженера. Отец отправляет Наума учиться в Германию. Два месяца в Берлине, и Наум вынужден покинуть город. Он направляется в Мюнхен, где по родительскому наказу изучает медицину.

Однако это ремесло тяготит юного гения; не боясь гнева отца, Габо через два месяца бросает университет и поступает в мюнхенскую Техническую Школу (Technische Hochschule).

Инженер. Кажется, отныне канут в лету картины, стихотворения, скульптуры... Но как бы не так. «Искусство было для меня нечто такое, без чего я себя совсем не помню: я без него никогда не жил». Окончание курской гимназии с особой наградой за достижения в области литературы и творчества. На протяжении многих лет - эксперименты с живописью и графикой, тысячи поэтических строк, десятки статей, манифестов и мемуаров. И как итог всей жизни: новаторские скульптуры - выражение исключительности наумовского мышления.

Первая скульптурная работа - маленькая «Голова негра», создана Габо в Мюнхене. Он посещает лекции по истории искусства знаменитого Генриха Велфлина. Еще не один предмет не вызывал у Габо столь сильного интереса. Шумная улица. Пробираясь сквозь бесконечную толпу, Габо спешит домой. Голос лектора еще звучит в голове, но внезапно пресекается. Прямо перед лицом возникает черный человек. Габо впечатлен - настолько удивительными представляются ему мимика и жесты встречного. «Было бы непростительным поступком не изобразить этот образ», - думает скульптор и мастерски справляется с задачей, запечатлевая негра в трехмерном изображении.

Печально, что эта скульптура была утеряна во время Первой Мировой войны и сейчас шедевр можно увидеть только на фотографии.


Творить в немирное время

Первая Мировая война. Наум с братом Алексеем вынужденно покидают Германию и направляются в Норвегию – нейтральную на тот момент территорию. В 1915 году к ним присоединяется их третий брат.

Избежать мобилизации - главная задача братьев. А пока на горизонте все спокойно

Алексей осваивает физику, Антуан и Наум открывают собственную арт-студию. Здесь, в небольшом помещении, Наум впервые представляет свои конструкции нового типа. Они создаются по стереометрическому методу - личному открытию Наума Габо. С помощью новаторского метода моделирования в пластике Габо создает всего несколько скульптурных произведений, в том числе «детище» конструктивной скульптуры - «Конструктивную голову № 1».

Покидая полюбившуюся Норвегию, Габо едет в Россию. "...Глядел на свой чемодан, на неуклюжий сверток, завернутый в простыню моих моделей, эскизов... Смотрел, и становилось подозрительно, - как бы не обратили особенного внимания пограничники на наши художественные свертки? Как им объяснить, что они такое представляют - особенно мои модели - не поймут ведь, не поверят, что я скульптор", - думает Габо, приближаясь к границе.

Подозрение, рожденное неспроста. На дворе 1917 год. Скульптура Габо диковинна. Первое впечатление от нее - недоумение. "Что она обозначает?" - спрашивает каждый зритель. Этим вопросом задавались и его друзья-художники. Его скульптуры - абстракции; взяты образы из воображения, а не списаны с реальности. Объяснить обывателю суть такой скульптуры невероятно трудно, когда сам не до конца понимаешь, что она обозначает. Намеки, черты, неясные формы - все, что может увидеть большинство в его творчестве.

Тут на помощь приходит "Реалистический манифест" Габо, под которым после прочтения желает подписать свое имя и Антуан. Манифест окончательно проясняет смысл творческого метода Наума, излагает принципы конструктивной скульптуры, попутно разнося в клочки идеи футуризма и кубизма. Время и пространство - основа и главное содержание искусства. «Пространство и время — единственные формы, в которых строится жизнь, и, стало быть, должно строиться искусство» - утверждает Габо. Кубисты и футуристы в крайней степени ограничивают эти категории декоративностью интерпретации и иллюзорностью. Это для Габо неприемлемо. Он и противник цвета - внешнего элемента. Исключительно натуральные и прозрачные цвета в редких случаях приходятся ему душе. И это понятно. Не красочность, а глубина, как единство пространства и времени, - главное в передаваемой композиции, уверен Габо.


Космос, время, движение

С позиции Логоса Габо рассматривает в манифесте образующие смысл начала искусства. С этой точки зрения открывается для искусства безмерность космоса и неизмеримость движения небесных тел. Подобного характера рассуждения придают теории Габо особую широту и глубину, предопределяют новаторские идеи его творчества.

Россия. Активную деятельность скульптура, кажется, не сможет прервать ничто. Сразу видно: человек искусства не желает тратить ни минуты на пустяки. Подготовка различных художественных проектов, выпуск журнала, написание статей. И это только для Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. Бессонные ночи ради новой конструкции: необычного изгиба картона, изящного выреза в дереве...

Чтобы явить свету плоды своего творчества, Габо организует в сотрудничестве со скульптором Г. Клуцисом уличную выставку своих работ. Чтобы проверить на жизнеспособность идеи "Реалистического манифеста" он реализует проект для Серпухова: строительство радиобашни, конструкции увенчанной рупором из различных по форме тонких пластин, максимально облегченных в массе. Функция башни - улавливать неосязаемую субстанцию (звук) из космоса и управлять ее движением.

Кульминационный момент пребывания в Москве - создание знаменитой "Кинетической конструкции". Она прообраз "мобилей". Ее устройство - тонкая металлическая пластинка, вибрирующая под действием мотора. "Конструкция" - это способ осмысления движения и динамического ритма как эстетической категории, зарождение кинетического искусства.

Не прекращая экспериментировать с формой, Габо объезжает чуть ли не весь свет. Из Советской России он устремляется в Берлин: участвует в организации первой русской художественной выставки в галерее Ван Димен; после Берлина устремляется в Голландию; затем Франция, Америка, Британские острова, наконец, Британия, где его застает Вторая мировая война.

В Британии происходит коренное изменение эстетических взглядов скульптора. Отныне Габо применяет новую технику скульптурного моделирования: практически полностью дематериализует форму, обращается в основном к ваянию. Его конструктивизм - ответ жестокому и холодному миру, по пятам преследовавшему его своими бесконечными войнами.


Конец – не значит забвение

Нервы не каждого человека перенесут постоянные стрессы, постоянную гонку из города в город и из страны в страну. Неудивительно, что даже у такого вдохновенного человека, как Габо, наступает творческий кризис. Апатия, моральный упадок - Габо все глубже замыкается в себе. Как результат длительных душевных терзаний - обращение к струнным конструкциям: движение без подвижности, форма, сотканная из света и воздуха воплощают гармонию, которую Габо нашел в природе, но которою кровожадная действительность постоянно мешала ему созерцать. Но творец не сдается, продолжая обращаться к природе, любоваться ее красотами, так же, как он делал это в детстве. Габо постоянно вспоминает прогулки с братом, то, как Антуан брал его с собой на этюды. Эти далекие воспоминания согревают сердце. «Мы в деревянном мире жили, и потому все вокруг нас живьем за живое принимали, и потому-то я и [в] свое искусство живую природу внес, а не костную городскую, или, как критики ее называют, урбанскую».

Природа как ничто иное способна соединить искусство и науку. Так и происходит в творчестве Наума Габо. "Повлияла ли наука на мои работы? Я должен сказать что да - также как и на всех - нельзя избежать научных идей, так как они часто воплощаются в жизнь", - говорит Габо, перебирая в памяти лучшие моменты своей безумно яркой и болезненно трудной жизни.
Автор
Ксения Турсова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе