Концепция разнообразия в искусстве

18 мая отмечается Международный день музеев, тема которого в этом году «Музей как пространство равных возможностей: разнообразие и инклюзия».
Томас Штрут. Публика 7 (Галерея Академии), Флоренция. 2004. Фрагмент.
Courtesy Marian Goodman Gallery


Разбираем, почему музеи все чаще говорят о концепции разнообразия и как эта идея повлияла на искусство.


Разнообразие — тенденция, о которой мы слышим все чаще во многих областях жизни общества (также в литературе можно встретить понятие diversity). Речь идет о концепции многогранного общества, где индивидуальные особенности рассматриваются как ценность. Такое общество строится на уважении к человеку и его расовой, этнической, религиозной принадлежности, его возрасту, гендеру, сексуальной ориентации, физическим и ментальным особенностям и иным характеристикам, составляющим индивидуальность. Много написано о разнообразии в сфере трудоустройства: исследования устанавливают прямую зависимость успеха компании от разнообразия в команде. Однако сегодня мы хотели бы рассказать о влиянии концепции разнообразия на художественные смыслы и на взаимоотношения культурной институции с посетителями.


Жан-Мишель Баския. Знаменитые темнокожие атлеты. 1981. Масляная пастель, бумага.
Courtesy Sotheby’s



Как понятие разнообразия меняло художественные смыслы

На протяжении нескольких десятилетий вокруг темы разнообразия в искусстве возникают самые разные повестки, что лишь подчеркивает ее актуальность. Во второй половине прошлого столетия появилось заметное число художников, которые с помощью литературы и печати, выставочных проектов и перформансов привлекали внимание к проблеме расизма. Примером является творчество Рашида Араина, чья ретроспектива была представлена в Музее современного искусства «Гараж» весной 2019 года. В 1978 году Араин основал издание Black Phoenix (было выпущено лишь три номера), а в 1987 году — журнал Third Text, посвященный искусству художников «третьего мира», постколониальной повестке и мультикультурализму в арт-сфере. Тогда же в Америке прогремели работы Жан-Мишеля Баския, сосредоточенного в том числе на проблеме расизма. Сегодня о нем говорят как о легенде и иконе американской культуры 1980-х, а может, и как о самом выдающемся афроамериканском художнике XX столетия. Критика западноцентристской модели в искусстве, при которой художественные смыслы европейского и англосаксонского миров подаются как универсальные, а другие точки зрения экзотируются и соотносятся с меньшинствами, является одним из наиболее представленных в литературе аспектов разнообразия в сфере искусства.

Во второй половине XX века формируется феминистское искусство — еще одно мощное движение, отправной точкой которого стала критика репрезентации женщины. В 1960-е годы появились первые работы, по-новому представляющие образ женщины, а также привлекающие внимание к ее социальной и политической ролям. Уже каноничными стали такие произведения, как «Семиотика кухни» Марты Рослер, обратившей внимание на сковывающую роль хранительницы домашнего очага, или «Ритм 0» Марины Абрамович — перформанс, демонстрирующий общественную тенденцию к объективации женского тела.


Марина Абрамович. Ритм 0. 1974. Документация перформанса. Studio Morra, Неаполь.
Courtesy Marina Abramović Archives


В это же время в искусстве все чаще стала подниматься тема представления ЛГБТК-сообщества. В 1950-е американская художница и арт-дилер Бетти Парсонс занималась популяризацией творчества гомосексуальных художников. Дэвид Хокни, в 2018 году ставший самым дорогим из ныне живущих художников, на протяжении своей карьеры создавал работы, открыто демонстрирующие однополые отношения. В 2017 году в британских музеях прошли выставки, приуроченные к 50-летию декриминализации ЛГБТК-сообщества.

Еще одним заметным и важным явлением в искусстве стало движение за включение в арт-сферу людей с инвалидностью, особенно активно развернувшееся в 1970–1980-х годах в Великобритании. Например, в 1976 году появилась организация Shape Arts, которая работала со школами, колледжами, арт-студиями, тюрьмами и объединяла людей с инвалидностью в проекты, связанные с искусством. В 1992 году известный британский художник Тони Хитон провел перформанс Shaken not Stirred («Взболтанный, а не смешанный») в рамках протестной кампании Block Telethon («Блокируй телемарафон»). Она была направлена на критику телевизионной благотворительной риторики, представляющей людей с инвалидностью с позиции жалости и покровительства. Во время пресс-конференции благотворительной кампании Хитон ворвался на кресле-коляске в эфир и бросил протез ноги в пирамиду из коллекционных банок, тем самым символически разрушив иерархию благотворительных организаций, формирующих образ человека с инвалидностью.


Тони Хитон. Взболтанный, а не смешанный. 1992. 1760 коллекционных банок.
Источник: shapearts.org.uk


Таким образом, более полувека в сфере искусства активно освещается тема репрезентации представителей тех или иных социальных групп, которые ранее были исключены из художественного дискурса. Однако проблематика разнообразия в области искусства касается не только художников и художественных объектов, но и зрителей музеев и галерей. Являясь институтом социальной памяти, современный музей также выступает как культурно-образовательный центр, имеющий возможность участвовать в политических, социальных и экономических процессах жизни общества.



Поворот к зрителю

Открывая свои двери для посетителей, музею нужно учитывать уникальность каждого человека и предлагать подход, универсальный для людей разного возраста, гендерной принадлежности, с разным уровнем образования, разного социально-экономического положения, представителей разных стран и культур, религиозных общин и политических убеждений, носителей разных языков, с инвалидностью и без, а также многих других, обладающих своими особенностями. Комфортные условия для любой категории зрителей включают адаптацию пространства и адаптацию информации. Посетитель должен иметь возможность беспрепятственно войти в музей, во все залы и помещения, не испытывая трудностей. В этом случае архитектура и дизайн призваны не только обеспечивать физическую доступность (например, предусматривать альтернативу лестницам, достаточно широкие проходы, удобное расположение комнат первой необходимости), но и быть интуитивно понятными и простыми в использовании. Так, в 2019 году MoMA провел масштабную реконструкцию своих помещений, превратив сложное и запутанное пространство в гибкую систему старых и новых залов. Двухэтажный музейный магазин и открытый вестибюль были буквально вплетены в городское пространство, что сделало музей более открытым для тех, кто прогуливается по улицам Манхэттена.


Встреча в рамках Программы доступности в MoMA.
Фото: Jason Brownrigg. Источник: moma.org


При адаптации информации учитываются особенности восприятия того или иного посетителя. Экспликации к выставкам зачастую вызывают вопросы у недостаточно подготовленной публики, поэтому хорошим тоном для музея было бы предложить альтернативу такому тексту и в то же время получить возможность создать множество полезных инструментов, транслирующих художественные смыслы. Видео может быть актуально для детей, представителей иной культуры или носителей других языков. Для глухих посетителей альтернативой станет видеогид с информацией на жестовом языке. Многие музеи также создают easy-to-read — тексты, в которых для объяснения концепции выставки или описания музейного экспоната используются простые слова и грамматические конструкции, что удобно людям с особенностями интеллектуального развития, детям, тем, кто плохо знаком с языком исходного текста и терминологией. Хорошим примером является лендинг #metkids, аккумулирующий информацию о музейных экспонатах в интересной и доступной для детей форме.

Концепция разнообразия помогает музею быть важной социальной площадкой, выстраивающей взаимоуважительные отношения с художниками и посетителями, затрагивающей проблемы тех или иных социальных групп, открывающей историческое и художественное наследие большому количеству людей. Принимая концепцию разнообразия, музей становится социальным и политическим агентом, способствующим коренным изменениям в обществе.

Автор
Текст: МАРИЯ ЩЕКОЧИХИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе