Кассиан – его мирское имя князь Константин – потомок византийских императоров. Приехал на Русь в свите царевны Софьи Палеолог, невесты Ивана III. Отказался от важного положения и владений – возможно, устав от бурной жизни и дворцовых интриг. В Ферапонтовом монастыре постригся в монахи, принял имя Кассиан. Возвращаясь оттуда по Волге, причалил в устье речки Учемки – и ему было видение Иоанна Предтечи. Здесь он основал монастырь. Князь Андрей Большой помог его построить. Приезжал сюда, приглашал Кассиана ко двору в Угличе. Но самому князю Андрею не посчастливилось: за несогласие царь Иван III заточил своего брата в темницу – и он умер там в ноябре 1493 года. А бывший князь Константин – Кассиан – закончил дни в своём бедном монастыре. На его могиле стали происходить чудеса, исцеления больных – тогда люди осознали, что среди них жил святой.
Так прошло больше четырёхсот лет. В 1936 году в Учму на барже привезли невольников и поселили в монастыре. Они строили каскад волжских ГЭС. От голода и болезней умирали, где работали. Похоронная команда вывозила из лагеря мёртвые тела в лес на волокуше, прицепленной к танку. Рыли яму, сваливали мертвецов, присыпали землёй, а сверху проезжал танк, выравнивая место. Потом здесь вырос лес. Когда соорудили ГЭС, и вода в реке стала подниматься – взорвали последние монастырские постройки. От Кассиановой пустыни остался маленький островок на мелководье.
В 1991 году молодой лесник Василий Гурьевич Смирнов поставил там памятный крест – огромный, шесть метров высотой. Ему помогали мужчины из мышкинского народного музея. Два года спустя Смирнов построил рядом с крестом часовню – по преданию, в монастыре была такая же, сооружённая святым Кассианом. Следом за часовней в Учме возвели церковь святого Кассиана, там служит отец Алипий. Затем появился музей Учмы – Василий Гурьевич стал его хранителем. В январе 2006 года в Петербурге Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева наградил его дипломом «За подвижничество». Смирнову вручили символ фонда – статуэтку Дон Кихота.
Памятник князю Андрею Большому – народный. Или дилетантский – как вам больше нравится. Да здесь всё – и крест, и часовня, и музей – так сделано: своими силами, без суеты. Бюст изваяли Василий Гурьевич и его жена Елена Анатольевна. На открытии памятника присутствовали музейщики, историки, библиотекари из Мышкина, Углича, Ярославля.
Но печален князь, глядящий на остров, где была Кассианова пустынь. Потому что ей грозит новое несчастье. Волжская коса с могилой святого, крестом и часовней попала в колхозный пай при межевании. Теперь его могут продать кому угодно – кто больше заплатит. Разве что власти района вмешаются и выведут эту землю из паёв – в таком деле без государства не обойтись.
Северный край