К сожалению, это мало кому приходило в голову, особенно в то жуткое время, когда проект разрабатывался. Я даже не знаю, кто из архитекторов, русских или западных, мог бы выполнить эту задачу. Да и по большому счету задача не было сформулировано — ни Министерство культуры, ни Валерий Гергиев не объясняли четко, что они хотят видеть.
Я знаю, Гергиев ездил по миру, смотрел оперные театры, и везде они такие — модернистские, резкие, жесткие, очень формальные по архитектурному решению. Это такая агрессивная современная форма, она никак не корреспондирует с тем, что происходит внутри театров, — с оркестром, с гармониями, с голосами.
Оперная пластика нигде не сочеталась с канадской-американской-британской архитектурной манерой. И вот теперь мы пошли по этому пути. Ныне главное для здания, чтобы оно бросалось в глаза. Но оперный театр — это не вокзал, не аэропорт, не супермаркет. Принятие такой формы означает, что оперная среда постепенно уступает рыночно-вокзальной эстетике.
Елена Драпеко, актриса, депутат Государственной думы России
— Проблема этого здания в том, что мы живем на 60-й параллели и вся наша архитектура должна быть связана не только с красотой, но и с функциональностью. И когда мы увидели проект, еще первоначальный, то первый вопрос был: сколько будет стоить содержание такого здания в условиях нашего климата, когда девять месяцев в году нужно топить?
Мы же знаем финскую архитектуру или архитектуру Стокгольма, там из стекла и бетона практически ничего цельного не строят. Однако ответа от правительства не было. А по неофициальным данным, содержание такого здания стоит в три раза дороже, чем здание обычного театра такой же площади.
Мне также не очень нравится, что в историческом центре рядом с классическими зданиями построили такое. Но это второй вопрос, изначально надо было посчитать: целесообразно ли возводить этот проект? Особенно в условиях, когда финансирование театров сократилось.
Виталий Милонов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга
— Сейчас понятно, что практически ничего сделать нельзя и никто не будет разбирать этот дом. Самое простое — это использовать способ гражданина Шарикова: взять и поделить, разобрать, разрушить. Тем не менее надо из этой ситуации выходить осторожно и, возможно, этого монстра как-то опетербуржить. То есть неплохо было бы объявить конкурс на какие-то возможные решения, которые сделают это произведение современной канадской архитектуры похожим на хоть какое-то искусство.
Лев Лурье, историк, краевед
— На белом свете нет человека, которому нравится здание Мариинки-2, даже Гергиев думает: «Елы-палы, что я построил?». То, что мы видели, представляет собой типичный пример архитектуры Абу-Даби.
Внутри здание может быть очень красивое, может, там акустика будет прекрасная. Но пока нам, всему городу, показали какой-то торговый центр.
Изначально там было всё сложно, сначала победил англичанин, потом француз, но местное архитектурное лобби, которое хотело нажиться и, вероятно, нажилось на постройке здания, добилось самого простого решения. В Купчино это строение бы даже неплохо смотрелось.
Но, честно говоря, я бы не стал устраивать большой истерики, потому что район города, в котором оно построено, в целом не очень красив. Я искренне считаю, что и Мариинский-1 довольно уродлив, так что это будет два уродливых здания, соединенных уродливым мостом.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
источник
Валерий Гергиев показал внутреннее убранство Мариинки-2
В ответ на критику архитектурного решения новой сцены Мариинки руководство театра решило сразить будущих зрителей шиком внутреннего убранства здания и совершенством акустики его залов. Валерий Гергиев провел публичную акустическую репетицию оркестра в специальном репетиционном зале на 29-метровой высоте.
Стоя под светящимися шарами-люстрами, маэстро сыграл Чайковского и Вагнера, время от времени упрекая оркестр за излишнюю экзальтированность.
— Зачем вы пытаетесь перекинуть звук через меня, играйте осторожнее, — настаивал дирижер.
Несмотря на заминки, Гергиев остался доволен.
— Вопреки тому, что сегодня играл большой оркестр, в зале не было чрезмерного резонанса, звук был очень ясным. Следующий тест будет уже в зрительном зале, — пообещал маэстро.
Прессе также показали VIP-фойе, которое соединило VIP-мостиком с огромной VIP-ложей. Устройство Мариинки-2 восходит к императорской традиции театрального строительства, когда публика была разделена на касты, не пересекавшиеся друг с другом. В XXI веке деление не такое строгое: для особо важных гостей не предусмотрен отдельных вход, зато сделано специальное помещение с баром и видовым окном от пола до потолка.
Марат Оганесян, глава Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (фирма-заказчик строительства) сказал «Известиям», что рассуждать об окончательном облике здания пока рано.
— Нельзя судить о здании с такой площадью остекления до установки того, что будет за этим стеклом. Когда мы включим подсветку, будут полностью готовы все лестницы, повешены люстры, зажжен оникс, сняты ограждения и сделано благоустройство территории, можно будет о чем-то говорить, — предостерег от преждевременных выводов строитель.
Справка «Известий»
Изначальный проект для второй сцены подготовила архитектурная мастерская Доминика Перро, позже за него взялось НПО «Геореконструкция Фундаментпроект», но в итоге для доработки была выбрана канадская компания Diamond Schmitt Architects. Строительство новой сцены театра длилось более восьми лет и стоило налогоплательщикам около 22 млрд рублей.
Основные работы на объекте были завершены 29 января. В данный момент идет монтаж трех лестниц, после чего будет произведена окончательная доводка технологического оборудования. 15 марта в Ростехнадзор будут поданы документы на соответствие, после чего, в апреле, в здании начнутся репетиции. Валерий Гергиев пообещал, что открытие новой сцены Мариинского театра состоится 2 мая 2013 года.
Новый музыкальный театр станет одним из самых крупных в мире. Параметры Мариинки-2: площадь 79 114 кв. м, 7 наземных этажей, 3 подземных уровня, амфитеатр на крыше, зрительный зал на 2 тыс. мест, основная и репетиционная сцены, оркестровая яма на 120 человек, репетиционные залы для хора, оркестра, балета.
Фото: Анна Лаврова
источник