«Искусство для Гельмана отошло на второй план»

Руководитель «Винзавода» Софья Троценко — о том, почему галерея разрывает договор с Маратом Гельманом.
27 октября Марат Гельман заявил, что руководства Центра современного искусства «Винзавод» досрочно расторгает с его галереей договор аренды «по надуманному предлогу». 
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов


По мнению галериста, истинной причиной выселения стало проведение в галерее 18 октября аукциона в поддержку политзаключенных. Гельман заявлял, что собранные на аукционе средства (порядка 200 тыс. рублей) направят на помощь фигурантам «болотного дела», дела украинского режиссера Олега Сенцова и других дел, которые, по мнению организаторов аукциона, имеют политическую подоплеку. Руководитель «Винзавода» Софья Троценко в эксклюзивном интервью «Известиям» рассказала, почему у проекта Марата Гельмана нет шансов остаться в стенах Центра современного искусства.

— Как вы можете прокомментировать заявление Гельмана о том, что расторжение договора связано с аукционом в поддержку политических заключенных? 

— На это можно ответить следующее: у нас была возможность расторгнуть договор аренды по причине аукциона, ведь там прописан запрет на проведение политических акций на территории центра. Но это произошло бы в течение трех дней после аукциона. Наверное, Марату просто очень хочется придать какое-то особенное значение этой акции. Но для нас самым важным фактором является непрофильное использование галереи под эмиграционный центр Черногории.

— Эмиграционный центр Марат Гельман собирался открыть на территории галереи? 

— Это планировалось сделать. У нас была информация, что он объявляет о его открытии, я видела только их рассылку, и всё. Мне трудно судить, чем бы конкретно занимался этот центр.

— Открытие эмиграционного центра нарушает договор аренды?

— Конечно. Это непрофильное использование галереи. Галерея — место, четко обозначенное под выставки и выставочно-культурную деятельность. Мы сотрудничаем не первый год с Маратом. Все наши арендаторы всё прекрасно знают. У нас официальные договоры, регулярные встречи, вернисажи, которые проводят все галереи на территории центра. И все знакомы с правилами жизни в этом замечательном большом доме.

— В официальном пресс-релизе «Винзавода» отмечается, что ранее пространство галереи Гельмана неоднократно использовалось в сторонних целях. Можете привести примеры?

— В 2013–2014 годах была масса таких примеров, но эти моменты удавалось урегулировать. Я точно сейчас не могу вспомнить, что это были за мероприятия. Но имело место регулярное использование галереи под мероприятия, не связанные напрямую с ее деятельностью. До отъезда Марата в Черногорию мы находились в постоянном контакте и обсуждали эти вопросы.

— Уже готово уведомление о расторжении договора аренды. Когда договор аннулируют?

— Уведомление действует до 5 ноября. Еще раз повторю, что конкретным фактом, по которому расторжение происходит, является открытие эмиграционного центра Черногории и несвоевременная оплата аренды. Но для нас важнее всего заявления о непрофильном использовании пространства галереи.

— Возможен вариант, что «Винзавод» и Марат Гельман придут к некоему соглашению и договор не будет расторгнут?

— Думаю, что в данном случае — нет. У нас есть большой объем предложений от галерей и других институций, которые хотят заниматься именно современным искусством на территории «Винзавода». Мы пойдем по этому пути. Потому что неоднократное сотрудничество с Маратом показывает, что, похоже, искусство для него сейчас находится не на первом плане.
Автор
Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе