Один из тех, кто занимается этим необычным движением в Ярославле, Александр Усков. Он учится на факультете психологии в университете им. П.Г.Демидова. А все свободное время тратит на чтение книг по истории, реконструкцию одежды, доспехов и тренировки. Молодой человек уверен, что реконструкция – это самое подходящее дело для тех, кто любит историю и хочет делать что-то своими руками.
Реконструкция шагает по стране
Историческая реконструкция в России – небольшая пока часть мирового реконструкторского сообщества. В нашей стране она зародилась сравнительно недавно, в то время как в странах Западной Европы и США уже в шестидесятых годах прошлого века проводились масштабные и многочисленные реконструкторские фестивали. Отличительной чертой подобных празднеств на разных материках стала тематика. Так, в Америке в основном реконструировали американскую гражданскую войну, а в Европе – события XVIII–XIX веков.
В России большинство реконструкторов начинали с первой мировой войны, только спустя несколько лет начали углубляться в более ранние эпохи. Реконструкторы увлечены мировой историей, точнее, они выбирают для себя какой-то наиболее симпатичный им период. Например, японское Средневековье, наполеоновские походы или времена второй мировой войны. Один становится лучником, другой – советским шпионом. Сейчас вся эта пестрая братия любит собираться на шумных фестивалях, играх.
В Ярославле реконструкцией занимаются клуб «Оружейная башня» и компания, которую возглавляет Александр Усков. Оба этих объединения успешно выступают на российских фестивалях и играх. Состав участников – от пятнадцатилетних школьников, которые совсем недавно «заразились» этим увлечением, до умудренных опытом людей среднего возраста.
Правило трех
Главное – точное соответствие внешнего облика исторической эпохе. Для этого существует правило трех метров. С такого расстояния костюм участника должны признать соответствующим нормам и моде заявленного исторического периода. А потому все, начиная с военной экипировки – шлема, лат, меча – и заканчивая рубахой, должно быть копией того, что носили, например, английские лучники во время Столетней войны. Если уж делали рубахи из льна, так извольте взять натуральный лен, если ремни кожаные – покупайте кожу. Кстати, швы на одежде должны быть определенного вида, сделанные вручную, а не простроченные на швейной машинке.
– Из-за таких особенностей некоторые из нас доводят реконструкцию до полного абсурда. Так, особо дотошные реконструкторы утверждают, что если уж восстанавливать рубаху времен Руси XIII века, то нужно брать обязательно натуральную льняную ткань, домотканную, из свитой на веретене нити, – рассказал Александр. – Ведь в реконструкции важен не столько пафос костюмов, сколько атмосфера, создаваемая при воспроизведении того или иного времени.
Сделай сам… кольчугу
Платья и костюмы, оружие – дело, требующее не только умелых рук, но и приличных затрат на приобретение тканей и других материалов. Так, в среднем полный «набор» доспехов для средневекового рыцаря обходится в 40 тысяч рублей, это не считая затрат на пошив одежды и сапог. Можно, конечно, и сэкономить.
Александр рассказал, как сделать кольчугу в домашних условиях. На металлобазе нужно купить бухту проволоки – это примерно 10 кг, для большой кольчуги надо две бухты. Еще пруток 6–8 мм толщиной. Дальше надо взять обычную строительную дрель и на патрон на малых оборотах наматывать эту проволоку колечками. Потом кусачками накусать колечек 16–20 тысяч штук, их количество зависит от размера будущего изделия. Из получившихся заготовок можно смело начинать плести кольчугу.
Сложность ее плетения будет зависеть от умений мастера. Чаще всего плетут четыре в одно. А для украшения кольчуги применяют «королевское плетение» – четыре в два, а для уплотнения отдельных участков – восемь в один.
Плетение кольчуги – медленное и неторопливое дело, поэтому у мастеров на создание одной кольчуги уходит от одного до четырех месяцев кропотливой работы.
– Самому можно сшить и порты с рубахой, – рассказывает Александр. – Или сапоги. Мне вот невероятно повезло, оказалось, у моего друга дед обувщик. Он помог мне воссоздать скандинавские сапоги.
Однако не каждый сможет сшить, связать или смастерить себе костюм. И тогда они обращаются за помощью к мастерам «игровой» индустрии, которые и одеть смогут, и обуть, и вооружение необходимое подобрать и изготовить. На выбор предлагают кольчуги и латы, наколенники и наручи, кирасы и латные перчатки. За оружием приходится обращаться в магазины или к кузнецам.
– Отказывают часто, – делится Александр. – Ведь по закону производство холодного оружия у нас запрещено. Для того чтобы клинок признали не холодным оружием, его нужно представить на экспертизу и получить у эксперта справку. Но эксперт обязательно поинтересуется, кто создал меч. И тогда претензии будут предъявлены к кузнецу.
По ту сторону
Прежде чем кто-то из реконструкторов возьмется за создание костюма и проработку деталей, будет пересмотрена и прочитана не одна стопка книг – исторические монографии, археологические документы и статьи, изыскания ученых и краеведов. Каждый подмеченный штрих для будущего образа будет скрупулезно описан и записан, дабы избежать обидных неточностей.
Огромную работу проводят реконструкторы и прежде чем выйдут на поединок с противником. Тренировки по фехтованию и владению оружием, приемы рукопашного боя, постоянные физические нагрузки – все это входит в комплекс упражнений. Воссоздание исторического боя обязывает участников поединка владеть приемами и навыками, популярными в то время.
И, конечно, исторические образы, столь любовно возрожденные, непременно влияют, в свою очередь, на характер и образ жизни их создателей, заставляя не замечать суету, цинизм и мелочность современной жизни, но думать о делах благородных, мечтать об образах романтических и прекрасных.
Татьяна ЖДАНОВА
Юность-Ярославль