Генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин: «Люди хотят видеть в искусстве отражение новой реальности»

Культбригада Москонцерта вернулась из поездки по вошедшим в состав России регионам.

Илья Бачурин рассказал «Культуре», почему встречи с их жителями стали для него «прививкой правды» и как обновится культура страны.


— Во главе Культбригады вы месяц провели на новых российских территориях. Какие города и поселки посетили?

— Начну с того, что на территориях новых регионов из последних двух лет своей жизни я провел в общей сложности около года, совмещая работу там с работой в Москве. Последний выезд продлился более месяца. Начали работать в ЛНР. Затем перемещались по уже традиционной для нас траектории: через Донецкую Народную Республику в Запорожскую область, потом в Херсонскую. Оттуда выехали в Крым, выступили перед пограничниками и в госпиталях. Вернулись ровно в обратном порядке: Запорожская, Донецкая, Луганская области. Таким образом сложилась основная часть маршрута. Ну и под конец дней восемь-девять выступали в Белгородской и Брянской областях, после чего уже поехали в Москву. Вот такой маршрут.

Расположение воинских частей и госпиталей по понятным причинам называть не буду. Нас встречали, ждали. Помимо концертной программы, состоялись мои выступления  как доверенного лица Владимира Владимировича Путина, на тот момент кандидата в президенты, на сегодняшний день избранного президента. ​

— Расскажите, пожалуйста, об этих встречах. С кем разговаривали, какие вопросы обсуждали?

— Основная часть поездки пришлась на территории новых регионов и больше всего встреч с избирателями было там. Самые разные площадки — военные части, госпитали, школы, заводы, университеты, дома культуры. Самая разная аудитория, но всегда равный диалог. Везде безусловная поддержка В.В. Путина. Мне, в общем, и не приходилось агитировать людей, которые сами готовы были предложить аргументацию в тех или иных вопросах.

Разумеется, в каждой аудитории были темы, на которых надо было сфокусироваться, обсудить подробнее, дать цифры, разобраться в сути вопроса, проблемы. В некоторых населенных пунктах непростая бытовая ситуация. Где-то еще не хватает рабочих мест, где-то с дорогами беда, хотя темпы и качество строительства дорог составляют там предмет отдельной гордости. Но люди нигде не жаловались, понимая, что трудности временные. Вопросы задавали о завтрашнем дне, о развитии, о том, к чему мы идем, какие цели перед собой ставим.

Были и совершенно неожиданные для меня моменты. Казалось, для военнослужащих и их семей главным образом важны меры по социальной поддержке. Но они спрашивали в первую очередь про экономику, науку, внешнеполитические аспекты, то есть про глобальное, по сути, развитие России. Вот такой взгляд на реальность у людей, которые сегодня с оружием в руках защищают Родину. Не через замочную скважину своих интересов смотрят, а через призму интересов страны. Это, конечно, был очень вдохновляющий фактор, определивший тональность нашего общения.​

— Существуют ли у Культбригады приоритетные площадки, аудитории?

— Задач с точки зрения выбора площадок и аудитории нам никто не ставил, мы сами, освоившись, посмотрев на ситуацию, сконцентрировали работу на нескольких основных направлениях. Первое и главное — военнослужащие в воинских частях и госпиталях. Второе — дети. И третье — молодежь. Это приоритеты.​

Дети, которым мы привозим специальные детские программы, иногда вообще ни разу не видели артистов, не были ни на одном детском представлении. Смотрят наши спектакли с открытым сердцем, искренней радостью. Благодарны очень.

Формат нашего взаимодействия с молодежью мы называем «Креативной Культбригадой». Выступаем в вузах, в учреждениях среднего профессионального образования. Буквально на первом выезде поняли, что дефицит информации у молодежи огромный. Поэтому никакой развлекаловки. Рассказываем о возможностях, созданных для профессионального и творческого развития молодых людей в большой России. О московских новациях, позволяющих подключаться к культурным, образовательным, грантовым проектам дистанционно, о проектах Росмолодежи, молодежных форумах и организациях. Глаза у ребят горят. Отклик мощный. И мы эту работу будем продолжать. Видим ее необходимость.​

— Что изменилось в жизни новых регионов России и настроении их жителей за два года ваших поездок?

— Изменилось очень многое. Первые выезды были сопряжены с максимальной военной опасностью и бытовой неустроенностью. Нечего есть, негде спать, невозможно доехать до места. Нас встречали люди, часто нуждающиеся не только в физической, гуманитарной помощи, но и в психологической поддержке. Такое было начало. Сегодня абсолютно другая картина. Работают предприятия, построены и продолжают строиться дороги. Возведены сотни новых, красивых домов, парки, Нахимовская академия. ​ В Мариуполе, где не было ни одного целого здания, сегодня не найти ни одного дома, который стоял бы разрушенный и никто бы им не занимался. Жизнь продолжается, с каждым приездом мы фиксируем мощные изменения в лучшую сторону и в облике городов, и в настроениях людей.

— Ощущаете ли вы обратную связь?

— Каждый раз получаем от людей благодарность огромную. Будем к ним возвращаться до тех пор, пока в нас, в нашей работе будет потребность. Со своей стороны благодарны ​ департаменту культуры и ​ правительству​ Москвы. Они эту работу поддерживают всемерно и всячески помогают в ее организации.

​ — Вы известный продюсер. Есть ли сейчас в работе крупные проекты, посвященные специальной военной операции?

— Пока у меня не так много времени и возможностей их инициировать. Но Москонцерт много делает для того, чтобы тема СВО была включена и в творческие процессы, и в творческие проекты не просто как некая абстрактная тематика, а как новые произведения, новые герои, новые форматы. Мощный, честный, созвучный времени поэтический ​ материал представляет на литературных мероприятиях и в концертах наше подразделение — Театр поэтов под руководством Влада Маленко. Не могу не упомянуть постановку, сделанную ​ главным режиссером Москонцерта Марией Тихоновой по документальным свидетельствам участников СВО. Почти два десятка человек рассказали свои истории, которые она превратила в либретто и в конечном итоге в спектакль. Параллельно с работой Культбригады делаем концерты в поддержку семей военнослужащих и конкретных воинских подразделений здесь, в Москве. И, конечно, приглашаем военных и их семьи на все наши программы.

— Как вы оцениваете отражение темы СВО в литературе, театре, кинематографе?

— Процесс идет, это главное. Не стал бы оценивать, быстро он движется или медленно. Художественные события нельзя ускорять искусственно. Важно, что такой контент появляется. Уверен, что его будет все больше и больше. И в том, что он займет достойное место на экранах, сценах, концертных площадках, я тоже уверен. Специальная военная операция — рубежное событие в истории России. Она станет и рубежом для нашей культуры. Пройдя его, культура обновится и по составу тех, кто ею занимается, и по тематике. Люди уже живут в новой реальности, они хотят видеть ее отражение в искусстве, в литературе. Этот естественный спрос рождает предложение, и оно будет только возрастать.

Автор
Светлана НАБОРЩИКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе