Сколько посетителей побывало за эти годы в музее, никто не считал, хотя для интереса стоило бы. Пусто там никогда не бывает, а заявки на групповые экскурсии расписаны вперед на несколько недель. А ведь когда-то этому начинанию многие предрекали скорый крах. Но музей жил и развивался. Через несколько лет Мостославский восстановил еще один небольшой домик по соседству - флигель каретного ряда - и открыл там новую экспозицию. А потом ударными темпами принялся за реставрацию полуразвалившегося здания купеческого дома, который до этого около десяти лет пугал неприглядным видом прогуливавшихся по набережной туристов. Сейчас здесь открыт камерный концертный зал с органом, находятся уникальные экспозиции каслинского литья, колоколов, золотофонных икон.
Как все удается Мостославскому, до сих пор для многих загадка. Ходили легенды, что Джон Григорьевич пользуется своими необычными способностями. Выходит на трассу, гипнотизирует водителей грузовиков со стройматериалами, и те как миленькие весь груз везут к Мостославскому. Вообще-то, те кто видел, как Джон Мостославский работает в жанре психологической иллюзии, в это могут поверить. Но стоит поговорить с Джоном Григорьевичем, и откроется более простой секрет, хотя и не менее удивительный.
СТО ДРУЗЕЙ
- В 2002 году в Ярославскую филармонию приехали специалисты из Касселя, во главе с отцом нашего филармонического органа Петером Фрессдорфом, проведать свое детище. Наша знаменитая органистка Люба Шишханова привела их ко мне. Я им показал свой музей, что и как делаю, и поделился мечтой когда-нибудь поставить в соседнем отреставрированном доме небольшой камерный орган. Бывший дом купца Вахромеева, ставший приютом для бомжей, тогда рушился на глазах, несколько раз горел. Взяли фонари и полезли в эти развалины смотреть – картина безрадостная. Но Петер сказал: «Джон, я убедился, что ты сможешь сделать задуманное, мы тебе подарим орган». А через несколько месяцев звонок из Германии: «Приезжай за органом». Конечно, обрадовался. Но вот проблема - как его привезти. Пошел в одну транспортную фирму, в другую, в третью - везде за доставку просят от двух до трех тысяч долларов. Пока не дошел до предприятия «Межавтотранс». Его директор Роберт Иванович Бестаев сказал: «Джон, я бывал в твоем музее, а потому привезу орган бесплатно, у меня машина скоро идет в Германию». И привез через пару недель. Вывод: мир не без добрых людей. И еще: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вот секрет, почему я могу не только содержать музей, но и открывать новые экспозиции, и строить, и восстанавливать. Мне помогали железнодорожные войска, ЖБК-1 и ЖБК-2, Норский кирпичный завод, предприятие «Сантехмонтаж»… Да и вообще практически нет в Ярославле крупного промышленника, к которому бы я обратился с просьбой и он бы мне отказал.
О БОЛЬШИХ ЛЮДЯХ И МАЛЕНЬКИХ ЧИНОВНИКАХ
- Конечно, без поддержки администрации области и мэрии Ярославля у меня ничего бы не получилось. Проблем много, но они решаются. Для мэра, для губернатора я не родственник, не друг, но они понимают, что я делаю хорошее дело. А вот у некоторых чиновников помельче порой приходилось месяцами пороги обивать. Встречались и такие, которые просто наслаждались возможностью подергать человека за ту маленькую веревочку, которая у них есть в руках. От одной дамы из департамента культуры, отвечающей за реставрацию памятников - она должна бы по долгу службы если не помогать мне, то хотя бы не мешать, - и вовсе когда-то были угрозы: мы тебя на место поставим. Видимо, это не только недопонимание, а зависть, выливающаяся в чиновничьи капризы.
МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
- Многие говорят, что у меня в музее отдыхают душой. Даже если приходит один человек, ему все покажут и расскажут, заведут граммофон, музыкальные часы... Это самая естественная потребность человека - слушать музыку, наслаждаться прекрасным, ходить в музеи. Такая же, как пить, есть, любить. В моем музее можно послушать Патти, Карузо, Шаляпина, Вертинского, Утесова, Шульженко, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина. В фонотеке 15 тысяч пластинок. Как-то приехал главный режиссер «Кинотавра» Оскар Волин: «Нигде не могу найти записи певицы Плевицкой, у тебя случайно нет?» Случайно у Джона есть. Приехал ко мне Штоколов: «Большая мечта - послушать оперного классика Патти». Я поставил ему прижизненную запись великого певца, у Штоколова даже слезы на глазах навернулись. У меня есть речи Ленина, Сталина, Молотова. Как частица истории, все это имеет право на существование, это интересно. У меня все можно пощупать, потрогать руками. Да, восстановить граммофон или шарманку стоит больших денег. Но утрата интереса к истории, к культуре стоит еще большего. Я каждый день думаю, что бы такое еще устроить интересное. Многие говорили, зачем тебе орган, это ведь не бизнес. Можно спросить Любу Шишханову, она тоже скажет – на этом не заработаешь. Но это была моя мечта, и я ее осуществил. Каждую неделю проходит по два концерта, приезжают из Германии, Франции, России лучшие ведущие музыканты. И всегда очередь и в музей и в концертный зал. Да, постоянно приходиться думать, как заработать, потому что музей негосударственный и ему никто не подаст бюджетных денег. Но я все делаю с душой. Не понимаю, почему во многих государственных музеях нельзя фотографировать, снимать на видео, за это деньги надо платить. В моем музее те, кто снимает на фото и на видео, наоборот, получают в подарок сувенир. Это же бесплатная реклама, которая идет по всему миру.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ
- Своей заслугой считаю то, что мой пример вдохновил других. После первого частного музея «Музыка и время» частные музеи стали появляться в других городах России, и у нас в области несколько появилось - музей утюгов в Переславле, гаданий и суеверий в Угличе. Это радует. Это работает на имидж области. И департамент культуры должен этим музеям помогать, чтобы не стыдно было туда привести туристов. Нужна помощь не столько материальная - денег на культуру всегда не хватает, сколько моральная. Помочь советом, отстоять те небольшие льготы, которыми должны пользоваться музеи, помочь найти спонсоров - это все в силах департамента культуры. Иногда можно услышать, что сотрудники государственных музеев меня недолюбливают. Настоящие профессионалы ко мне относились и относятся очень благосклонно. Когда я начинал, Елена Анкудинова, заведующая отделом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, приняла самое активное участие в формировании экспозиции моего музея. Ведущий специалист того же музея Наталья Коровская отстроила звонофон, который до сих пор звучит. Главный хранитель музея-заповедника Марина Фесенко не только выстроила мне экспозицию фарфора, она ее описала, установила всех авторов. И все это совершенно бескорыстно.
О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ
- Есть украинская поговорка: «Все до сэбэ, ж..а дна нэ мае», то есть жадный человек чем богаче, тем жаднее становится. Но жадные всегда терпят крах. Евреи, живущие в России, должны вносить в общество комфорт, а не дискомфорт. И открывать не только новые торговые центры, гостиницы, но и музеи тоже. Если еврей, который владеет супермаркетами, содержит еще и детский дом, то эти дети никогда не пойдут ему на офисе или на синагоге кресты рисовать. Или быстро найдут тех, кто такое делает, и у тех вряд ли появится повторное желание хулиганить. Всем национальностям, живущим в России, нужно чувствовать себя причастными к ее культуре. Я горжусь, что сохраняю культуру России. И те уникальные вещи, которыми я владею, - это достояние России.
О ЗВАНИЯХ И СЛАВЕ
- Если вы возьмете список заслуженных работников культуры Ярославской области, то заблудитесь в этих, по большей части незнакомых, фамилиях. Половина из них - чиновники. У меня звания нет, но я считаю себя народным, потому что меня признал народ. Ко мне посетители идут непрерывно, и молодежь в том числе. Народ не обманешь. И такое признание выше всяких грамот и званий.
P.S. За вклад в развитие культуры Ярославля Джон Мостославский награжден почетным знаком Алексея Мельгунова. 21 ноября награду Джону Мостославскому вручил лично губернатор Сергей Ястребов.
Золотое кольцо