Эксперименты на людях

От редакции. Датский режиссерЛарс фон Триер – весьма популярная и еще более скандальная фигура – был вынужден покинуть Каннский фестиваль из-за того, что признался 18 мая в своем интервью в том, что он – как бы нацист и «понимает Гитлера». Фон Триера за его симпатии и признания на Каннском фестивале объявили персоной нон грата и еще всерьез подумывали о том, чтобы исключить его новую картину «Меланхолия» из конкурса. Картину, впрочем, оставили. Режиссера, хотя он и принес свои извинения, попросили уехать. Ситуацию с режиссером для «Русского журнала» прокомментировал Михаил Трофименков, российский кинокритик.
* * *
Русский журнал: Была ли реплика Ларса фон Триера о нацизме, за которую его выгнали с Каннского кинофестиваля, провокацией, или же она отражает реальные взгляды режиссера?

Михаил Трофименков: Ларс фон Триер не делал ни в жизни, ни на пресс-конференции ничего такого, чего бы он не мог сделать в кино. Он гениальный манипулятор, гениальный провокатор, испытывающий аудиторию – что зрительскую, что журналистскую – на прочность. То же самое он проделал и вчера – ни о каких политических взглядах речи не шло. Все знают, что Ларс фон Триер коммунист, все знаю, что он радикально настроен против американского глобализма, так что вчерашнее событие к политике отношения не имело. Он проверял state of mind европейской интеллигенции. Собственно, это же он делает всеми своими фильмами.

РЖ: Каков же результат этой проверки?

М.Т.: Во-первых, Ларсу фон Триеру удалось то, чего не удавалось никому в истории Каннского фестиваля, тем более человеку, уже обладающему «Золотой пальмовой ветвью», – быть изгнанным с фестиваля. Это не удавалось никому и удалось только ему. Он поступил как в свое время Перельман, как человек, который отказался от миллиона долларов, чем потряс сознание человечества. Во-вторых, ему удалось заставить в рекордно короткие сроки всю дирекцию Каннского фестиваля достичь того, что в социологии называется точкой Гудвина. Точка Гудвина – это та точка, в которой чьи-либо оппоненты, не имея аргументов или, исчерпав все свои аргументы, объявляют того, с кем они спорят, нацистом и антисемитом. Ларс фон Триер ускорил этот процесс, и точка Гудвина была достигнута в рекордно короткие сроки.

РЖ: Насколько политические взгляды Ларса фон Триера получают отражение в его творчестве? Можно ли отделить его политические взгляды от его работ?

М.Т.: Взгляды от творчества неотделимы. Понятно, скажем, что «Догвилль» и «Мандерлей» - это радикальный приговор капиталистической цивилизации, приговор буржуазной морали, приговор буржуазной религиозности. Что касается его фразы, за которую все особенно зацепились – мол, он понимает Гитлера, так это ведь и есть долг художника. Любой художник должен понимать: художник не судья, не следователь, не палач, художник – это тот, кто понимает. Нельзя, скажем, сделать фильм о Гитлере, не поняв своего героя. И еще о политических взглядах Ларса фон Триера: естественно, он, как любой левый европейский интеллектуал, против политики Израиля, о чем он и упомянул. Он мог сказать еще резче. Но нельзя отождествлять Израиль и еврейство.

РЖ: Как Вам кажется, столь резкая реакция на его поступок обусловлена тем, что тема нацизма в Европе чересчур болезненна? Если бы провокация фон Триера касалась какой-то другой формы, скажем, политкорректности, реакция была бы схожей?

М.Т.: Я думаю, что реакция не была бы такой радикальной. Дело в том, что Европе приятно и хочется думать, что нацизм был извращением европейской гуманистической традиции, но на самом деле в очень многих странах Европы, которые считают себя жертвами нацизма, глубоко спрятана гложущая национальное подсознание память о том, что нацизм во всей Европе в 1930-е годы воспринимался с восторгом. Это было очень модное движение. Ларс фон Триер – датчанин. Так вот, если Вы почитаете в большом количестве издающиеся у нас хорошие датские, норвежские и даже шведские детективные романы последних лет, то там один из постоянных лейтмотивов – это тот соблазн нацизма, который испытывали скандинавы в 1920-30-е годы, это коллаборационизм, это участие скандинавских добровольцев в блокаде Ленинграда. Для скандинавов это очень больная тема. Ларс фон Триер ворошит загнанную в скандинавское подсознание память о нацистском соблазне.

РЖ: В психологии это, кажется, называется "комплексом"… Были ли еще какие-то комплексы, которые Ларс фон Триер с такой же безапелляционностью вытаскивал на поверхность, кроме этого комплекса нацизма?

М.Т.: У Ларса фон Триера есть фильм «Европа» 1991 года, где показана совершенно апокалипсическая картина Германии 1945-го. Он очень резко изобразил и американскую администрацию, и иммигрантов, которые, никак не участвуя в борьбе с нацизмом, возвращаются в Германию для того, чтобы занять то положение, которое кажется соответствующим их статусу иммигрантов. То есть уже тогда можно было обвинить Ларса фон Триера в неортодоксальном взгляде на нацизм и на Германию.

Он всеми своими фильмами – и в «Рассекая волны, и в «Догвилле» – вскрывает лицемерие христианства. В фильме «Танцующая в темноте» им был поставлен просто колоссальный эксперимент: он показал интеллектуальной публике, что ее можно развести на слезы, сделав совершенно немыслимую, идиотскую историю. Он просто издевается над зрителем и говорит: я над вами издеваюсь, но вы все равно будете рыдать после фильма. И они рыдают. То есть все, что делает фон Триер, это эксперименты на людях.

Беседовала Ксения Колкунова

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе