Директор искусства и искусство директора

«Лица культуры» в «Газете.Ru»: Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи.
Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова 
Александр Куров/ТАСС


Выломанная дверь на выставку Серова, полмиллиона пришедших посмотреть Айвазовского, рекордные очереди в музеи — в проекте «Лица культуры» Зельфира Трегулова, руководитель Третьяковской галереи.
 
Профессия куратора выставок, несмотря на повысившуюся ее актуальность, все равно остается не совсем понятной для широкого зрителя. Он признает возможность гениальности за режиссером, художником, композитором. А вот считать равным им человека, который объединяет произведения искусства в общности, сюжеты и последовательности, рождая новые смыслы, — пока нет. При этом именно у куратора есть шанс пробраться к сердцу зрителя и поселить там энтузиазм. Именно таким куратором была и остается Зельфира Трегулова, в 2015 году назначенная на пост директора Третьяковской галереи.



Следующая станция — РОСИЗО

До 2000 года Трегулова работала в ГМИИ им. Пушкина — отвечала за зарубежные связи, потом перешла в команду музея Гуггенхайма, став первым российским искусствоведом, приглашенным в этот музей мирового класса. Вернувшись в Россию, занялась международными связями уже в Музеях Кремля, где проработала добрых 10 лет. В августе 2013 года за искусствоведа началась в буквальном смысле борьба, причем боролись два выставочных объединения — московское и федеральное. Глава столичного департамента культуры Сергей Капков пригласил Трегулову усилить ЦВЗ «Манеж», а министр культуры РФ Владимир Мединский — объединение РОСИЗО, всероссийского выставочного оператора, занимающегося организацией выставок по всей России и их гастролями за рубежом.



Победа осталась за Мединским.

На момент прихода Трегуловой музейно-выставочное объединение существовало больше формально, нежели действительно было источником каких-то инициатив. Назначению предшествовала долгая беседа с Мединским, который в итоге уговорил Трегулову подготовить качественно новый план развития РОСИЗО. С приходом Трегуловой о РОСИЗО заговорили, заметили, оператор стал задавать на культурном рынке свои тренды и определять повестку, одна за другой открывались амбициозные выставки. Одним из главных итогов работы Трегуловой стала уникальная выставка «Космонавты: Рождение космической эры» — редкий пример сотрудничества учреждения культуры с Роскосмосом и другими, совсем казалось бы далекими от искусства структурами.

Пресловутая «культурная дипломатия» показала себя в действии: выставку ждал ошеломляющий успех в Лондоне.

В РОСИЗО же Трегулова сделала выставку своего любимого стиля — «Казимир Малевич и русский авангард», устроив ее гастроли в Амстердаме, Лондоне и Бонне. В Венеции и Лондоне показала ретроспективу Виктора Попкова и уже специально для Венеции создала «Палладио в России» в соавторстве с признанным мэтром, куратором и искусствоведом Аркадием Ипполитовым. И все это меньше чем за полтора года.

Работа в РОСИЗО, казалось, полностью занимала лучшего российского куратора. Однако, как выяснилось, у Минкульта были для Трегуловой еще более серьезные задачи.



Станция «Третьяковская»
 
Третьяковка — один из очевидных культурных столпов России, однако при этом один из самых сложных. Галерею на тот момент сотрясали скандалы с имущественными спорами и экспертами, выдававшими сертификаты на поддельные картины. К началу 2015 года было очевидно, что для ее дальнейшего развития во главе должен появиться идеолог, способный вернуть Третьяковке былой блеск, но при этом эффективно решить назревшие вопросы с финансами и качеством процесса. Понимая всю тонкость и важность задачи, Мединский настоял на том, чтобы директором галереи стала Трегулова.

Назначение Трегуловой в Третьяковскую галерею было одобрено единодушно всеми, как культурной номенклатурой, так и арт-сообществом, традиционно находившимся в некоторой оппозиции к федеральной культурной власти:

возникла надежда, что последовательность самой Трегуловой в связке с поддержкой министра наконец даст результат. Не проводя никаких революций и чисток, Трегулова взялась за дело, и в 2015 году ГТГ обеспечила рост доходов по сравнению с 2014 годом сразу на 30%. Кинопоказы, музыкальные фестивали, новые выставки в новых дизайнерских решениях — все это в главном музее страны в том или ином виде было и до этого, однако при новом начальнике стало заметнее: куратор по призванию, она объединила все активности Третьяковки в одно смысловое целое.

Но подлинный, народный триумф ждал Трегулову в начале 2016 года. На новогодние каникулы галерея выкатила настоящую бомбу — ретроспективу ключевого русского живописца Валентина Серова, на которую моментально выстроилась ставшей легендарной «Очередь». О национальной успешности «Очереди на Серова» говорит то, что она стала мемом — ее обсуждали в соцсетях и на офисных кухнях, про нее пели песни, делали «фотожабы».


В успех выставки мало кто верил, подумаешь, набивший оскомину школьный Серов.


Что в итоге, помимо разбитых в ажиотаже стеклянных дверей нового здания? Сотни тысяч посетителей, электронная билетная система, появление на выставке президента Путина и серьезное изменение отношения в обществе к посещению музеев вообще. А именно: повышение статуса посещения художественной выставки до уровня премьеры в Большом театре и превращение постылого советского здания ЦДХ в единое культурное пространство с постоянной жизнью, причем не только в пределах здания, но и вокруг во всем квартале.



Айвазовский, далее везде

У Трегуловой в планах уже была другая масштабная выставка — мариниста Ивана Айвазовского. Масштабная в первую очередь потому, что в случае повторения ажиотажа нужно было избежать негативных последствий. Для этого в Третьяковке сразу же продлили часы работы выставки и ввели систему сеансов, организовав продажу интернет-билетов. В итоге выставку посмотрели все желающие, а итоговые цифры оказались просто рекордными — более 500 тысяч посетителей. Многие уже было подумали, что теперь Третьяковка решила ставить только на проверенные русские имена, — и тут же галерея поставила перед собой новый вызов.

На «Roma Aeterna. Сокровища Пинакотеки Ватикана», еще одну выставку-блокбастер, открывшуюся в декабре в Инженерном корпусе ГТГ в Лаврушинском переулке, билеты на сеансы до конца января оказались раскуплены вскоре после поступления в продажу.

Несмотря на все свои заслуги, директор ГТГ ведет себя ровно абсолютно со всеми знакомыми и незнакомыми — сама организует экскурсии, отвечает на SMS и почту, приглашает на вернисажи. Никакой свиты, звездной болезни и прочего антуража, часто сопровождающего значительных людей. «Все спокойно и по делу», — кратко характеризуют ее коллеги, а двукратный рост количества посетителей в 2016 году по сравнению с 2014 годом говорит сам за себя.

«Благодаря Трегуловой, ее умению почувствовать то, что нужно людям, ее визионерству, в конце концов благодаря ее умению слаженно работать в одной команде с Минкультом Третьяковка вступила в эпоху подлинного ренессанса», — говорит один из топ-менеджеров культурной сферы Москвы, объясняя свою анонимность в этой оценке простым комментарием: «Мы все так думаем».
Автор
Юлия Александрова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе