Даниил Дондурей бил в набат из-за плачевного состояния культуры

Умер один из умнейших людей России.
10 мая не стало главного редактора журнала «Искусство кино», социолога культуры, блестящего ученого Даниила Борисовича Дондурея. 19 мая ему исполнилось бы 70 лет. 
фото: Лилия Шарловская


Все мы знали, что он тяжело и, скорее всего, безнадежно болен, но верили в лучшее. Сам он боролся за жизнь до последнего, но даже израильская медицина оказалась бессильна. В кинокритической среде, да и среди кинематографистов, не подверженных мракобесию, его считали негласным министром культуры, наивно надеялись, что когда-нибудь он займет это кресло, и заживем мы и счастливо и разумно. Дондурей умел сказать веское слово, повести за собой, будучи при этом совсем не властным человеком, скорее деликатным и даже застенчивым. Не зря же его с любовью называли Даней.


1 апреля 2016 года ему вручили национальную кинопремию «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование». Кинорежиссер Андрей Смирнов, вручая награду, охарактеризовал лауреата: «Дондурей — социолог, а в нашей стране социология — опасная наука, подрывающая основы власти. Ничего, кроме раздражения, она не вызывает». Он вспомнил, как на одном из кинособраний Даниил Борисович выступил с критикой Никиты Михалкова. После этого его выкинули на улицу вместе с журналом. А вот Национальная библиотека конгресса США «Искусство кино» оцифровала. Журнал выходил трехтысячным тиражом, имел внушительную подписку по всему миру. Государство выделяло на него крохи, на которые не выжить. Даниил Борисович успел отметить 85-летие журнала, который он возглавлял четверть века. А уж как добывал средства на его существование — не описать. Ходил, просил, убеждал. А что еще оставалось? Дондурея постоянно приглашали на самые престижные мероприятия, а как только дело касалось помощи, начиналась беда. Но, по сути, журнал никогда не был бедным и убогим, он был изысканным, умным, собирал вокруг себя цвет кинематографической и критической мысли.

Даниил Борисович не раз выступал на страницах «МК» — смело и решительно, называя вещи своими именами. Ничего не боялся. А другие в это время отмалчивались — хотелось спокойно жить. Как он защищал коллег из журнала «Киносценарии», когда их выдавливали из своего помещения — пришли верзилы и врезали новый замок. Он давно бил в набат, пытаясь привлечь внимание к плачевному состоянию дел не только в кино, но в культуре в целом. Постоянно твердил о том, что профессиональная пресса, серьезные издания по искусству государству стали не нужны, как и искусствоведческая наука. Он констатировал печальную тенденцию: в России катастрофически исчезает аудитория, способная смотреть серьезное кино, вы не услышите в гостях или общественных местах разговоров про только что прочитанные книги. При том, что мы вроде бы чемпионы по числу людей с высшим образованием.

«В том мире, в котором мы живем в последние годы, самое важное — это собственность», — говорил он. — Наступили тяжелейшие времена. И дело не в Украине, не в экономике, а в идеологии и культуре».

На Каннском фестивале, куда Даниил Борисович ездил многие годы и входил в число немногочисленных счастливчиков, которым предоставлялись дирекцией некоторые привилегии, он должен был 24 мая вместе с коллегами Андреем Плаховым и Львом Караханом представлять «Каннские хроники»: обсуждения глубинных течений фестиваля на протяжении десяти лет». Презентация состоится в Российском павильоне, но уже без Даниила Борисовича. Год назад он побывал в Каннах в последний раз, несмотря на то, что перенес сложнейшую операцию. Без кино, кажется, не мог представить себе жизни.

Дочь Даниила Борисовича — Тамара Дондурей — стала документалистом. Дебютный фильм «21 день» она снимала в одном из хосписов Москвы и, по словам Татьяны Друбич, продлила жизнь своим героям. А потом участвовала в конкурсе «Кинотавра». Как же Даниил Борисович гордился успехом дочери!

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, членом которого был Даниил Дондурей, Михаил Федотов сказал очень точные слова: «Пока он брал трубку, мы подолгу разговаривали именно о планах на будущее. Не о больнице, а о будущей книге, о предстоящем заседании СПЧ (он возглавлял в совете постоянную комиссию по культурным правам, образованию и науке), о теме его выступления на очередной встрече в Кремле. Он всегда был устремлен в будущее, верил в лучшее и не уставал объяснять, как это лучшее сделать реальным. В этом он видел свой долг русского интеллигента. И его слушали. Внимательно, доброжелательно, нередко скептически, но никогда — безразлично. Большие надежды возлагались на его работу в координационном комитете конкурса президентских грантов, в состав которого он вошел в этом году. Даниил Борисович был одним из крупнейших интеллектуалов нашего времени, одним из умнейших людей России. Но его главным детищем всегда оставался журнал «Искусство кино», чудом и его трудами уцелевший островок для умных статей по культурологии, социологии и не только. И мы теперь должны сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить журнал, помочь изданию неопубликованных работ нашего друга и коллеги, чтобы потомки смогли приобщиться к интеллектуальной вселенной мудрейшего Даниила Дондурея».
Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе