Да живёт иное во мне

Посмотреть в глаза Марине Абрамович, оказаться внутри картины Босха, купить немного Томми Кэша, вспомнить «Другие берега» – «Стол» представляет все важные выставки и премьеры недели.
Фото: tretyakovgallery.ru


Музей русского импрессионизма в Москве представляет уникальный проект «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», приуроченный к 100-летию начала распродажи шедевров русского искусства. 


Выставка русского искусства состоялась в 1924 году на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка – в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена, после чего посетила ещё двадцать городов США и Канады. Содействие в её организации оказали многие видные американские деятели и представители бизнеса, а в попечительский совет вошёл издатель Уильям Хёрст. За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов. Среди проданных полотен – работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа.


Картина «Молодая крестьянка», художник Абрам Архипов, 1920 год.
Фото: rusimp.su/ru


Спустя почти сто лет организаторы выставки решили вновь собрать проданные полотна в единую экспозицию. За несколько лет кропотливой работы музей нашёл 70 полотен (из 90 картин), рассеянных в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран.

 Куда пойти: Музей русского импрессионизма.

Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11.

* * *

В Центральном Манеже с 18 по 20 сентября пройдёт Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow 2021.

Свои стенды на ярмарке представят 80 галерей, 16 из которых – международные участники.

Например, галерея DIEHL (Берлин), которая была участником самого первого выпуска Cosmoscow в 2010 году, вновь приедет в Москву, чтобы показать работы Мартина Ассиха, КП Бремер, Ольги Чернышевой и Амели Эстерхази.


Фото: cosmoscow.com


Ещё один знаковый участник – Pearl Lam Galleries из Гонконга, которая представит несколько знаковых работ Чжан Хуаня, ранее участвовавших  в выставке в Эрмитаже, а также новое масштабное произведение Мистера Дудла, которое он подготовил специально для ярмарки.

В третий раз участие в ярмарке примет галерея Peres Projects (Берлин) и покажет работы участника основного проекта 58-й Венецианской биеннале Адрианы Минолити.

Ольга Темникова – сооснователь Temnikova & Kasela (Таллин) – для своего стенда отобрала работы Ольги Чернышёвой, Сони Яковлевой, Яануса Самма, а также Томми Кэша – известного эстонского рэп-исполнителя, участника многих коллабораций с известной российской группой Little Big.

Куда пойти:  Манеж.

Адрес: Москва, Манежная пл., 1.

* * *


Фото: artplay.ru


Одни считают его сюрреалистом, называя «почётным профессором кошмаров». Другие утверждают, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов и колдунов Средневековья. Третьи причисляют художника к еретикам, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком и состоял в Братстве Богоматери, которое, кстати, существует и сегодня в голландском городе Хертогенбос – при соборе Святого Иоанна. Но в действительности нам мало что известно о человеке по имени Иероним Босх. Он родился в Хертогенбосе в семье потомственных художников, выгодно женился, не имел детей. Считается автором примерно 30 произведений, но подписаны автором лишь семь из них. Ни у одной из картин нет названия, присвоенного ей самим Босхом. Все они придуманы позже исследователями его творчества. Собственно, это и не картины, а глубоко религиозная живопись, написанная по всем католическим канонам. Но именно фантазия Босха превратила их в художественный феномен, которым восхищаются вот уже более 500 лет. На мультимедиавыставке «БОСХ. Профессор кошмаров» зрители смогут почувствовать себя внутри знаменитого триптиха Босха «Сад земных наслаждений» и понять, что же в действительности стоит за этими ужасными и одновременно притягательными образами.

Куда пойти: Галерея Artplay.

Адрес: Нижняя Сыромятническая, 10.

* * *

В Западном крыле Новой Третьяковки действует выставка «Да живёт иное во мне», на которой представлены работы 11 российских и зарубежных художников, посвящённые взаимодействию человека с окружающим миром.

Самый интересный автор – это, конечно, Марина Абрамович, «бабушка мирового перформанса», которая родилась в  1947 году в Белграде.

«У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство, – если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке. Однажды я ждала бабушку, когда она молилась в церкви. Там я увидела купель – ёмкость, в которую надо было окунуть пальцы перед тем, как перекреститься. Я подумала, что если выпью всю воду, то стану святой. Мне было шесть лет. Я встала на стул и выпила эту воду. Мне только плохо стало…»


Фото: tretyakovgallery.ru


В 14-летнем возрасте Марина попросила отца купить ей масляные краски. Тот выполнил её просьбу, однако друг папы решил подшутить над подростком. Он вылил на холст смесь красок и подорвал ее петардой. Все участники остались целы и невредимы, и Марина тогда впервые осознала, что в искусстве процесс может быть важнее результата.

В 1970 году она окончила Университет искусств в Белграде, после чего уехала в Италию. В 1974 году о ней писала уже вся мировая пресса. В Галерее Морра в Неаполе Абрамович выложила на стол 72 предмета, в числе которых были роза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, виноград, хлеб, яблоки, чёрная шляпа. Рядом со столом стояла обнажённая Абрамович, а табличка на столе утверждала, что любой из этих предметов можно было использовать как для того, чтобы доставить удовольствие художнику,  так и для того, чтобы сделать ей больно.

И как только народ понял, что он может распоряжаться разложенными вещами безнаказанно, он потерял над собой контроль и обнаружил истинную дикую личину. Все 6 часов Абрамович стояла и не оказывала никакого сопротивления, хотя её порезали и чуть не застрелили. По истечении 6 часов она двинулась по направлению к выходу, и публика ретировалась в испуге, что дадут сдачи. Тогда-то, придя в отель, Марина обнаружила свою первую седую прядь волос.

В 1980 году она вместе с мужем Улаем (Уве Лайсипеном) поставила перформанс «Энергия покоя» – о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной. Полторы минуты Улай держал пальцами  тетиву настоящего лука и направленную в грудь Марины настоящую стрелу (сама художница держала лук). И от малейшего движения обоих зависела сама жизнь Абрамович во время всего действа.

Однако такие яркие и рискованные перформансы остались далеко в прошлом. Сегодня Абрамович привезла в Москву научно-художественный эксперимент «Измеряя магию взгляда». Каждый желающий сможет сесть напротив художницы и смотреть Абрамович в глаза, а в это время энцефалограф проверит, действительно ли у людей, смотрящих друг другу в глаза, синхронизируется работа мозга.

Также интересна работа Ральфа Беккера –  нейроинсталляция «Мираж». Художник попытался установить контакт с магнитным полем Земли и сделать его видимым. Специально разработанная машина собирает информацию поля, а когда она засыпает, показывает, как мог бы выглядеть его ландшафт. Это изображение Беккер называет снами машины.

Французский дуэт Art Orient objet привез биоарт-перформанс «Да живёт лошадь во мне». Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина. Смешав свою кровь с кровью животного, она сможет размыть границы между видами и напомнить зрителю, что виды живых организмов не обособлены друг от друга и могут вступить в родство.

Куда пойти: Laboratoria Art & Science Foundation.

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10, западное крыло «Новая Третьяковка».

Автор
Владимир Тихомиров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе