25 января 2011 ● Михаил Шиянов
Весь вчерашний день, 20 января, культурный мир отмечал юбилей выдающегося режиссера современности – Дэвида Линча. Не только кинорежиссера, но и фотографа, художника, музыканта, автора забавных анимационных роликов, благотворителя, пионера микроблоггинга. И все же, несмотря на такую многогранность, для среднего, типичного поклонника Линч, уверенно придвинувшийся к семидесяти годам – "дедушка, который однажды раз и навсегда поломал мой мозг". "Шоссе в никуда", "Синий бархат", "Малхолланд Драйв" стали, пожалуй, образцовыми головоломками в новейшем кино, и пока мало кто (кроме, разве что, режиссеров-азиатов) может оспорить у этих фильмов их статус.
Критики и киноведы подступаются к Дэвиду Линчу и так и этак, пытаются найти ключ к его фильмам в учении Фрейда, в детских травмах, амнезии, сексуальных девиациях и анализе сновидений – и, в общем, кое-чего добились на этом пути. Но, как и любое крупное явление в искусстве, картины Линча едва ли исчерпываются одним психоанализом. Главный секрет сумрачного очарования этого кино не в использовании каких-то интеллектуальных схем, а в том, что их автор когда-то сам, не халтуря, поломал над ними голову. Буквально.
То, что Дэвид Линч уже три десятка лет живет по глубоко российскому принципу "Держи ум твой во аде, и не отчаивайся" знают даже те, кто не особо следит за кинопроцессом.