В конце апреля по всей стране пройдет "Библионочь" — центральное событие объявленного в 2015-м Года литературы.
Однако пока этот год для нее не праздничный, считает писатель Сергей Шаргунов.
Страстные телешоу, томные круглые столы, пылкие дискуссии — и все вокруг какого-нибудь очередного, с ужасом обнаруженного варварства на сцене. Кстати, приятель обратил внимание на результаты шумихи: в Youtube танец полосатых "пчелок" – 5 млн просмотров, знаковый превосходный фильм "Путешествие к Чехову" — 500 просмотров. Спасаем культуру. А может, надо спасать, начав с другого — с элементарного...
Ведь правда — странно, и даже дико — в Год литературы, торжественно поплывший над русской землей вслед за Годом культуры, просить государство не о том, чтобы что-то делало, а о том, чтобы притормозило.
Я, например, про библиотеки. Да, да, такие скучные, архаичные, нелепые, но все же единственные прибежища изящной словесности в стольких городах и весях... Этой зимой я побывал в одной из библиотек Курской области. Молодые прелестные сотрудницы, полный зал людей — конечно, в основном немолодых, зато начитанных. Здесь у них поэтический кружок и дискуссионный клуб, и свой альманах выпускают. А уже при прощании после чая с вишневым вареньем из тамошнего сада, главная библиотекарь виновато сказала:
— Только вот закрывают нас.
— Как? — спросил я тоже виновато.
— Совсем.
И это чувство вины не оставляет меня, как будто что-то могу изменить. Не надо, можете ничего не открывать, ну хоть не закрывайте! Мечтать об открытиях тоже не вредно. Вот город Суздаль, древний и славный. Символ истории и не меньший символ культуры. Книжного магазина не видать. А по идее, там, где туристы снуют круглогодично, такой магазин должен стоять в самом центре в окружении белокаменных храмов — и не только с книгами на русском, а и с переводами на главные языки. Это же про вес, смысл, цвет и свет страны, про то, что могли бы давать в мир, кроме нефти и газа... Нет, я не про мечты, про жизнь.
В центре Москвы изгнали из помещения старейшую библиотеку имени Александра Твардовского, чей Василий Теркин — олицетворение Победы, юбилей которой мы, ну и так далее... В селе Воскресенское Саратовской области детскую школу искусств, где занимаются 174 ребенка, решили выселить в сырой подвал. В связи с "оптимизацией" хотят закрыть Вологодскую областную юношескую библиотеку имени Владимира Тендрякова. В Кургане сотрудники центральной детской библиотеки имени Николая Островского вышли на уличный пикет — гонят их вон из помещения. В Красноярске — веерное закрытие книжных. Да чего там, на ВДНХ отменили ежегодную весеннюю ярмарку "Книги России".
Кстати, занятная статистика: в 1990 году в России (тогда РСФСР) было 8,5 тыс. книжных магазинов, теперь — менее полутора тысяч. Понятно, законы рынка вдобавок кризис, экономия, а на блаженных принято экономить. "Блаженны изгнанные правды ради", а страсть к слову, это же и поиск правды, а наши библиотекарши и прочие "работницы культуры", действительно, подвижницы, чудное какое-то дело выбрали, на грани юродства... Блаженны библиотекарши, ибо их есть Царство Небесное. Как таких не изгнать.
А у нас, на земле — оптимизация, рентабельность, эффективность, девелопмент, ну и телевизионные шоу о в который раз проклятых натурализме и формализме.