Артемий Троицкий: «Никому в голову больше не приходит, что рок – музыка, которая отвечает на главные вопросы существования»

Есть те, кто музыку создают, а есть те, кто о ней знают все! Вчера Ярославль посетил самый известный российский музыкальный критик и рок-журналист Артемий Троицкий. В интервью порталу «ЯрКуб» первый пропагандист отечественного рока рассказал о влиянии журналистики на музыку, назвал причины, которые подтолкнули его на околомузыкальную сцену, а также поделился опытом общения с рок-музыкантами.

Для того чтобы понять масштабы личности Артемия Троицкого, к слову уроженца Ярославля, нужно вернуться в советское время, когда голодная до западной культуры отечественная молодежь пыталась любыми способами заглянуть за «железный занавес» хоть краем глаза и узнать о том, как живут и что слушают представители модных зарубежных субкультур.


   Стоит отметить, что в конце XX столетия рок-музыка приобрела культовое влияние на молодежь по всему миру, и неудивительно, что она все-таки добралась до изолированного идеала социалистического общества. Одним из тех, кто дал советским «неформалам» шанс узнать о том, кто такие The Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, The Doors и многие другие стал наш с вами, дорогие ярославцы, земляк Артемий Троицкий.


   Признаем, чтобы стать известным по всей России музыкальным критиком и преподавателем факультета музыкальной журналистики МГУ Артемию пришлось пройти через многое, ведь советские власти не очень-то хотели, чтобы «рок-вирус» вышел из подполья и попал на страницы отечественных журналов и газет, а тем более на экраны телевизоров и в колонки радиоприемников.


   Но настал 85-ый, и «железный занавес» рухнул, на просторы отживающего последние годы Союза рванули Элтон Джон, Nazareth, Uriah Heep и другие музыканты, к тому времени имевшие на западе статус полубогов. Пришла новая эра и для музыкальной прессы, но первопроходцы, сделавшие рок популярным в тяжелое время информационной блокады известны до сих пор. Один из них - Артемий Троицкий – вчера приехал на свою малую родину, в Ярославль со своей семьей и провел творческий вечер с нашими горожанами.


   В интервью порталу «Яркуб» критик и журналист вспомнил советское время, рассказал о том, как брать интервью у музыкантов и поделился многими другими интересными моментами своей профессии.


- Что привело Вас к решению стать музыкальным критиком и рок-журналистом?


- В эпоху СССР у любителей музыки была огромная, ненасытная жажда информации о зарубежной музыке. Официальные СМИ, газеты, журналы, в том числе и музыкальные такой информации не давали вовсе. Мне сильно повезло, что в силу ряда обстоятельств, таких как, знание английского языка (кстати, выучил я его исключительно с целью изучения первоисточников о зарубежной музыке), собственного любопытства, отрочества, проведенного за границей, у меня были предпосылки стать первым в стране рок-журналистом.


- Артемий, с тех пор, как Вы встали на стезю пропаганды рока, прошло много лет, как изменилось за это время понятие музыкального критика, ведь в наши дни давление на рок-музыку больше нет?


- Отвечая на этот вопрос, нужно учитывать два фактора, первый, как Вы и сказали – давление на рок в СССР, второе – отношение к рок-музыке в целом.


   Раньше рок – был королем всего на свете, а теперь это всего лишь один из многочисленных жанров.


   Если говорить о советской эпохе, то тогда была потребность в информации о рок-музыке, сейчас же такой потребности нет, достаточно заглянуть в интернет, и вы узнаете все обо всем.


   Теперь, что касается второго, раньше отношение к рок-музыке было в высшей степени серьезным, то есть The Beatles, Pink Floyd, The Doors, Джими Хендрикс, Боб Марли были лидерами поколения, это были полубоги. И отношение к року требовало,Артемий Троицкий: «Никому в голову больше не приходит, что рок – музыка, которая отвечает на главные вопросы существования» чтобы его всячески интерпретировали, трактовали, занимались его историей, литературоведением. Сейчас такого спроса на аналитику уже нет, никому в голову больше не приходит мысль, что рок – музыка, которая несет в себе ответы на главные вопросы существования.


- То есть сейчас не самое лучшее время для музыкального критика?


- Нет, я бы даже сказал, что сейчас для музыкального критика очень хорошее время, пусть у профессии отпали некоторые из ранее очень важных функций, зато появилась другая, не менее значимая задача. Музыки стало гораздо больше, и она очень хаотична разбросана по сети интернет, поэтому в наши дни очень остро стоит вопрос о компетентной и авторитетной навигации по современному музыкальному миру. Очень мало людей, которые могут с этим справиться.


   Я считаю, что главная задача музыкальных журналистов, критиков, экспертов – сориентировать огромное количество людей по современному миру музыке, рассказать, где ее можно найти, на что она похожа. Задача трудная, но благодарная.


- Оказывает ли критика и журналистика влияние на музыкальный мир?


- В наши дни музыка очень слабо зависит от журналистов и критиков. Было время в 70-е (в нашей стране в 80-е), когда ситуация была совсем другой.


   Например, английский Prog Rock (стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока, прим. автора) мог быть совсем другим, если бы не журнал Melody Market (старейший в Великобритании музыкальный еженедельник, прим. автора).


   Панк-рок мог быть совсем иным, если бы не издание New Musical Express (В 70-х годах стал первым музыкальным изданием, начавшим с симпатией писать о панк-роке, прим. автора).


   Таких примеров много. Сейчас все иначе. Что говорить, сейчас и музыкальной прессы как таковой нет. Музыкальная блогосфера достаточно вялая и не влиятельная, так что журналистика на музыку сейчас влияет крайне слабо.


- Сейчас большинство групп стараются не загонять себя в рамки одного жанра. Это происходит от того, что музыканты хотят насытить и обогатить свой стиль или же от того, что мало людей, которые могут объективно оценить направление, в котором играет та или иная группа?


- Такие вопросы конечно лучше задавать музыкантам, и возможно все будут отвечать по-разному. Но я могу сказать, что в общем и целом музыкальных стилей в чистом виде почти не осталось. Происходят всевозможные кроссоверы (смешение стилей, прим. автора), в том числе и самые неожиданные.


   Я думаю, это происходит в силу того, что сейчас доступно огромное количество информации, музыкантам интересно пробовать новые выразительные средства, и это положительно сказывается на творческом процессе.


   Группы, которые играют в чистом стиле, имеют узкую аудиторию. Если же группа хочет вырваться за пределы этой аудитории, то музыканты всегда пробуют что-то новое, и если мы посмотрим на историю музыки, на грандиозные музыкальные прорывы последних десятилетий, то все они вызваны смешением стилей.


   К примеру, взяв рок-музыку, мы можем увидеть, что та же Nirvana открыла миру стиль гранж. Гранж изначально не был чистым стилем, это смесь панк-рока и хард-рока с некоторыми характерными особенностями, но это не чистый стиль.


   Я думаю, то, что многие музыканты стремятся не зацикливаться в рамках одного стиля, свидетельствует об амбициях, не только коммерческих, но и творческих, если конечно речь идет о честных музыкантах.


- Вам много раз приходилось общаться с музыкантами, каковы особенности этого общения с точки зрения журналистики. Как разговорить музыканта и сделать интересное интервью?


- Все музыканты разные. Есть те, кто совсем не любят общаться с журналистами, например, Саша Васильев (группа Сплин, прим. автора).


   У некоторых музыкантов отношение к журналистам меняется с годами. Например, Борис Гребенщиков (группа Аквариум, прим. автора) раньше был большим любителем давать интервью. В последние годы он сильно разлюбил это занятие.


   В общем и целом нужно всегда знать, что музыканты – люди тщеславные и самый простой способ их разговорить - это каким-либо образом спровоцировать их на обиды, на конфликт, к примеру, говоря о том, что их неправильно поняли или недооценили. То есть работать стоит на противодействие. Задавая скучные формальные вопросы, на которые уже тысячу раз все отвечали и отвечают на автопилоте, не добьешься интересного результата. Если задавать лестные вопросы, то это конечно музыканту понравится и может разговорит, но это скорее всего не даст хорошего результата, так как музыкант продолжит вашу линию и будет говорить о том, какой он хороший.


   А вот если его провоцировать, то могут получиться занятные вещи.


- У Вас есть хорошо запомнившаяся беседа с музыкантом?


- Нет. У всех журналистов есть более любимые жанры, есть менее. Мой любимый жанр – аналитика, аналитические статьи. Я очень люблю писать о музыке серьезно, раскладывать все по полочкам, выводить причинно-следственные связи. Жанр интервью я не очень люблю и признаюсь, не всегда у меня в этом жанре получается работать.


   Ярославцы могли видеть Артемия Троицкого вчера в баре «Дудки». Отметим, что журналист приехал в наш город не один, а со своей семьей.


Артемий Троицкий: «Никому в голову больше не приходит, что рок – музыка, которая отвечает на главные вопросы существования» Артемий Троицкий: «Никому в голову больше не приходит, что рок – музыка, которая отвечает на главные вопросы существования»

Яркуб

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе